По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

21 мая 2018

Искуственный интеллект станет предметом обсуждения на семинаре «Диалог науки и религии»

25 мая в Екатеринбургской духовной семинарии состоится очередное заседание семинара «Диалог науки и религии». Встреча будет посвящена искусственному интеллекту. О том, насколько реальны исходящие от него угрозы, расскажет  Дмитрий Юрьевич Потоскуев, специалист-практик с большим стажем работы в области IT.

Организаторами семинара традиционно выступают миссионерский отдел Екатеринбургской епархии совместно с Екатеринбургской духовной семинарией. Отметим, что семинар работает пятый год. Его участники – ученые, в том числе естественники (физики, математики, биологи, медики), преподаватели вузов, священники, студенты. Организатор и бессменный руководитель семинара – Людмила Константиновна Конышева, кандидат биологических наук, доцент Екатеринбургской духовной семинарии.

— Тема искусственного интеллекта (ИИ) и связанных с ним угроз для будущего человечества обсуждается очень широко, — говорит Людмила Константиновна. — Проблемы искусственного интеллекта входят в блок наук, который называют когнитивистикой или когнитивными науками. Эти науки так или иначе связаны с устройством и функционированием человеческого мозга. Помимо научных разработок по ИИ, когнитивные науки включают философию, лингвистику, антропологию, нейронауки и психологию. Например, в Высшей школе экономики разработана магистерская программа «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию», в которой рассматриваются разнообразные нейротехнологии управления мозгом человека, коррекции поведения человека, использования особенностей человеческого восприятия и мышления как методов ведения политических компаний и т.п.

Несколько веков назад средневековые алхимики начали разрабатывать рецепты создания искусственного человечка — гомункулуса. Классическая литература полна сюжетами создания искусственного человекоподобного существа. Вспомним хотя бы Франкенштейна в одноименном романе Мэри Шелли. Судьба доктора Франкенштейна была печальна. Он создал человекоподобное существо из останков мертвецов и оживил его. Хотя существо это по всем признакам являлось человеком, было оно ужасно и омерзительно.  Привязанный к своему творцу, монстр повсюду следовал за ним. Даже побег во льды Арктики не спас Франкенштейна от сотворенного им чудовища.

Споры о возможности создания ИИ продолжаются среди учёных десятки лет. Как пишет академик РАН, математик Алексей Николаевич Паршин, в послевоенные годы интеллектуальная элита, в том числе гуманитарная, «стала отстаивать утверждения, что человек является сложной материальной системой, но системой конечной сложности и весьма ограниченного совершенства и поэтому доступной имитации. Или утверждать, что нет ничего отталкивающего или пугающего в возможности «закодировать» человека и «передать его по телеграфу» в другое место». Ссылаясь на теорему Гёделя, Алексей Николаевич выражает удивление, «почему запрет существования вечного двигателя — это естественная максима нынешней науки, а попытки сформулировать запрет существования «думающей машины» считается тормозом на пути прогресса» (Паршин А.Н. Ещё раз о «научной картине мира». Вестник РХД, № 159, 1990 г.).

ИИ вполне возможен, если представлять человеческий мозг аппаратом, производящим вычисления. Более того, если деятельность мозга сводить к вычислительным алгоритмам, возможно создание сильного ИИ, превосходящего совокупную интеллектуальную мощность всего человечества по всем параметрам. Если такой ИИ будет создан, то люди окажутся ненужными для его дальнейшего саморазвития (вспомним фильм «Матрица»).

Картина мрачноватая, однако, это ещё не всё. Одно из направлений разработок ИИ — «улучшение человека». Разрабатываются теории присутствия человека в виртуальном пространстве, изучается мозговая активность в таком режиме деятельности. Предполагается, что новые трехмерные модели виртуальной реальности создадут полное ощущение присутствия и, кроме того, точно сымитируют реальное поведение человека в компьютерном мире. (Очень точно будущий компьютерный мир описан в романе В.О. Пелевина iPhuk).  Решаются задачи повышения качества виртуального бытия: объединения технологий трехмерного звучания, стереозрения, средств передачи ощущений и т.д. и т.п.

Перспективы такого рода вызывают большой энтузиазм у трансгуманистов. Как обещают их программы, наше будущее весьма лучезарно: плавный переход в бессмертие, процессы старения взяты под контроль, можно сохранять человеку молодость и здоровье неограниченно долго. Будут созданы роботы, которые возьмут на себя всю работу в обществе, освободив человеку время для отдыха, творчества и саморазвития. Достигнет совершенства виртуальная реальность, а нейрокомпьютерные интерфейсы сделают нахождение в ней полностью реалистичным. Туда можно будет перенести практически всю нашу деятельность, включая отдых и развлечения. Не нужно будет в поте лица своего зарабатывать на хлеб насущный. Можно будет жить в свое удовольствие, развлекаться и заниматься чем душе угодно.

Будет создан искусственный интеллект, мыслящий как человек, и даже сверхинтеллект, во много раз более мощный. И сам человек многократно усилит свои возможности, перенеся свой разум в компьютер. Он усилит свой интеллект, во-первых, за счёт более быстрого носителя, ускорив его в миллионы раз, во-вторых, распараллелив мыслительные процессы, в-третьих, реализовав новые алгоритмы мышления. Человек станет постчеловеком — сверхразумным и сверхсильным существом. И еще много-много всего обещают человечеству трансгуманисты. (См. http://transhumanism-russia.ru/ )

Если оценить все эти перспективы с точки зрения православия, то будет очевидно генеральное направление таких изысканий, весьма подробно описанное в Откровении Иоанна Богослова.

Услышать мнение специалиста в области ИИ очень важно и нужно. Надеемся, что Дмитрий Юрьевич сделает представления участников семинара об ИИ более четкими и реалистичными.

Встреча состоится 25 мая в 18:00. Приглашаются все желающие.

Место проведения: Екатеринбургская духовная семинария, ул. Розы Люксембург, 57.

Фото: afp.com

 

Смотрите также:

О конце «века науки» рассказали в Екатеринбургской семинарии на встрече «Диалог науки и религии»

О возрасте Туринской плащаницы и методах датировок находок рассказал игумен Моисей (Пилатс) на семинаре «Диалог науки и религии»

О причинах возникновения неоязыческих сект и их популярности шел разговор на семинаре «Диалог науки и религии»

В поиске языка общения богословов и ученых прошел семинар «Диалог науки и религии»

О материальных доказательствах библейских событий шла речь на семинаре «Диалог науки и религии»

«Музыку генов» услышали участники семинара «Диалог науки и религии»

В Екатеринбургской духовной семинарии состоялся первый в новом учебном году семинар «Диалог науки и религии»

В сентябре начинает свою работу традиционный семинар «Диалог науки и религии»

Семинар «Диалог науки и религии» прошел в Екатеринбургской семинарии

О жизни и смерти от врача и богослова: в Миссионерском институте прошел семинар из цикла «Диалог науки и религии»

Семинар «Диалог науки и религии» прошел в Миссионерском институте