Неделя, предшествующая празднику Светлого Христова Воскресения, к которому верующие готовились на протяжении всего периода Великого поста, насыщена особенными важными богослужениями. О Страстной седмице рассказывает руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.
— Страстная седмица – последняя неделя перед праздником Пасхи (Светлым Христовым Воскресением), она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа. Все дни Страстной седмицы называются Великими и особо почитаются христианами. Для каждого, кто готовиться встретить праздник Пасхи, очень важно провести эти дни в молитве, чтении Священного Писания, постараться меньше отвлекаться на внешнее, стараться быть в эти дни на богослужении, оставить празднословие и праздномыслие.
Фактически Великий пост включает в себя шесть седмиц, но к ним прибавляется седьмая – Страстная. В песнопениях пятницы 6шестой седмицы поста святая Четыредесятница кончается, на вечернем богослужении можно услышать слова стихиры: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…» (стихира на «Господи, воззвах»). Следующие дни – Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим готовят нас к вступлению в период Великих дней Страстной седмицы – это как бы переходные праздники, после которых начинается иной период особого поста Страстных дней.
Эти два Евангельских события — Воскрешения Лазаря и Вход Господень в Иерусалим — наполнены рядом символов, имеющих огромное значение в понимании тех дней, которые мы проживаем. Вход Господень в Иерусалим, как и последующие действия, которые совершает Иисус, являются воплощением драматического пророчества Христа, которое должно было пробудить человеческий ум. Все те действия, которые предшествуют Великим дням Страстной седмицы, определяют смысл того, что совершил Иисус Христос – искупление человека, освобождение его от греха, проклятия и смерти. Лазарева суббота – это событие, когда мы воспоминаем воскрешение Лазаря, брата Марфы и Марии. Суть этого дня для нас открывает праздничный тропарь: «Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя, воскресил если Лазаря…Тебе победителю смерти вопием, осанна в вышних…». Воскрешение Лазаря показывает нам не только всемогущество Иисуса Христа, но и указывает на будущее воскрешение всех мертвых, об этом говорит и сам тропарь.
Вход Господень в Иерусалим — это событие, в котором мы прославляем Иисуса Христа, как победителя смерти. Слова «Осанна в вышних», которыми встречал народ Христа, буквально понимаются как слова из 117 псалма – «спаси же!». Ветки пальм, которыми встречал народ, был символом, схожим с тем, как встречал народ Маккавеев освободивших и очистивших Иерусалимский храм от языческого осквернения, которое совершил сирийский царь Антиох Епифан (Макк. 10.7). Вход Господень в Иерусалим был воспринят народом как освобождение Израиля от римского владычества, но сам Иисус Христос символично указал этим действием на другое грядущее освобождение – от власти и тирании Сатаны. Осел, на котором въезжает Иисус Христос был знаком не войны, но мира. Народ принял Иисуса как царя: люди расстилали свои одежды по дороге. Именно так поступили друзья Ииуя, когда он был провозглашен царем (4 Цар. 9,13). Народ срезал ветви с пальм и размахивал ими. Точно так же поступил народ, когда после одной очень важной победы в Иерусалим въезжал Симон Маккавей (1 Макк. 13,51).
Святоотеческое учение о Великом Посте связано в первую очередь с пониманием поста, как особого времени покаяния и молитвы, духовного труда. В этом смысле Страстная седмица особенно выделяется из цикла подготовки к празднику Пасхи. Каждый день определен своей тематикой богослужений, насыщен Евангельскими событиями последних дней жизни Иисуса Христа. Для каждого христианина очень важно быть в эти дни в храме, на богослужениях, которые совершаются всего один раз в год, по возможности читать Священное Писание дома, именно оно даст осмысленное понимание проходящих дней Страстной Седмицы.
Первые три дня Страстной седмицы – Великий понедельник, Великий вторник и Великая среда – посвящены усиленной подготовке к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным богослужением. Тема этих дней – притчи «о злых виноградарях», «бесплодной смоковнице», воспоминается Ветхозаветный пророк Иосиф, проданный своими братьями в рабство, притчи о «десяти девах», «о талантах». В Великую Среду воспоминаются предательство Иуды и жена-грешница, омывшая слезами и миром ноги Иисуса.
В Великую среду на Литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
В Великий четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды (взятие под стражу).
В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей.
День Великого Четверга обозначен важнейшим событием – установлением Таинства Евхаристии, поэтому все христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин в этот день.
Пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа. Евангелия повествуют о событиях, происходивших начиная с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправился в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где они провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос – в молитвенном подвиге) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Иисус Христос был отведен к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом синедриона (утром), который приговорил Его к смерти. После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем римской власти и, помимо прочего, ведал смертными казнями), который отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, властвовавшему в Галилее (т.к. Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Иисус Христос снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие.
На утрене Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Страстных Евангелий. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, а после богослужения относят этот огонь домой.
Литургии в Великую пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские часы. Вечерня совершается в третьем часу дня (14:00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. За этим богослужением совершается изнесение Плащаницы (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) из святого алтаря на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Это самый строгий день поста во всем Церковном году.
В Великую субботу (служба начинается вечером в Великую пятницу) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. По завершении богослужения Великой субботы верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христианского учения. Очень важно провести это время в благоговении и внимании; конечно, скоро наступит праздник Светлой Пасхи, но богослужение этого дня напоминает нам о важном: «да молчит всяка плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом и ничего земного в себе не помышляет…» (песнопение Великой субботы).
Дни Страстной седмицы – особое время для каждого христианина. Провести его с пользой для себя, погрузиться в чтение Евангелия день за днем проживая все события последних дней жизни Господа Иисуса Христа – все это принесет настоящую радость и понимание праздника Светлого Христова Воскресения.
Смотрите также:
«Грядет Господь на вольную страсть»: Великопостные беседы на Вход Господень в Иерусалим