По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

19 марта 2018

Дидактические игры в духовно-нравственном воспитании: в Кушве прошел обучающий семинар епархиального отдела образования о

В Кушве прошел обучающий семинар для педагогов, которые работают  в направлении духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. Семинар провела специалист отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии кандидат педагогических наук, доцент Елена Николаевна Бородина.

Инициатором проведения семинара выступила начальник информационно-методического отдела Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» и городских методических объединений учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений Кушвинского городского округа Елена Александровна Буздес.

На встречу были приглашены  учителя основ религиозной культуры и светской этики и основ духовно-нравственной культуры народов России, заведующие и воспитатели дошкольных образовательных учреждений, занимающиеся направлением духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. Всего в обучающем семинаре приняло участие более 45 человек.
 
Как рассказали в отделе религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, главной целью обучающего семинара стало повышение профессиональной компетентности педагогов в направлении духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного младшего школьного возраста в условиях взаимодействия с семьей и общественностью, а также знакомство с Положением и условиями Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

Вторая часть обучающего семинара была посвящена теме потенциала дидактических игр в направлении духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагоги познакомились с технологией и алгоритмом разработки настольно-игровых пособий с познавательным насыщением (духовно-нравственным и патриотическим содержанием). Елена Николаевна совместно со слушателями обучающего семинара рассмотрела возможности использования настольно-игровых пособий в учебном и воспитательном процессах начального и дошкольного образования. Она погрузила слушателей в теорию, методику и практику духовно-нравственного и патриотического воспитания, опираясь на опыт эксперта конкурса «За нравственный подвиг учителя». Очень подробно Елена Николаевна совместно с педагогами рассмотрела особенности номинаций конкурса, критерии оценивания и познакомила с перечнем возможных конкурсных работ.

Также во второй части семинара шел разговор о потенциале дидактических игр на материале изобразительного искусства.

– Главной педагогической задачей, – отметила Елена Николаевна, – является организация ценностно-значимой встречи и стимулирование эмоционального отклика у ребенка на события и явления связанные с нравственной и патриотической проблематикой, изображенные художником, а также побуждение детей к осмыслению увиденного в картинах.

Далее Елена Николаевна сделала акцент на том что, воспитание в процессе настольной дидактической игры на материале искусства – это не рассказ об искусстве, а удивительный деятельностный «со-бытийный» детско-взрослый (педагогический) или детско-родительский процесс, когда искусство воздействует на чувства и мысли ребенка, побуждает к духовно-нравственному развитию.

– Благодаря своей образной форме изобразительное искусство наилучшим способом приобщает человека к человеческому. Изобразительное искусство обращено к человеку, стучится в его сердце, указывает направление нравственного поступка, как любой ценностно-смысловой художественный текст, – утверждает Елена Николаевна.

Познание ребенком духовно-нравственных ценностей через искусство – это особый эмоционально-чувственный процесс, отличающийся от логического познания. Размышляя о проблеме подбора материала для настольно-дидактической игры, педагоги совместно с Еленой Николаевной еще раз проговорили о важности психолого-педагогических особенностях возраста периода детства.

– Произведения живописи должны подбираться с учетом особенностей восприятия ребенка дошкольника или младшего школьника и должны быть ясные и понятные по содержанию, доступные пониманию, в которых изображены знакомые и узнаваемые события и явления из жизни, – акцентирует внимание педагогов Елена Николаевна.

Участники обучающего семинара со вниманием восприняли информацию о конкурсе «За нравственный подвиг учителя», задавали вопросы, а некоторые педагоги остались на индивидуальную консультацию.

 – У меня появились идеи по разработке настольно-дидактических игр, давно хотела попасть на такой семинар, так как наш детский сад взял курс в направлении духовно-нравственного, патриотического воспитания, – говорит Екатерина Васильевна Изотова, старший воспитатель МАДОУ № 23 комбинированного типа.

 – Обязательно обобщу свой опыт работы в кадетском классе и представлю свою работу на конкурс «За нравственный подвиг учителя», – поделилась своими желаниями Наталия Владимировна Мусихина, учитель начальных классов МАОУ СОШ №3.

 – Такие семинары в Кушвинском городском округе стали уже доброй традицией, встреча прошла на профессиональном уровне и очень душевно, – подчеркнула в конце семинара начальник информационно-методического отдела МАУ ДО ДДТ Елена Александровна Буздес.