11 марта 2018 года, в неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
Его Высокроопреосвященству сослужили: настоятель храма митрофорный протоиерей Николай Малета, духовенство Свято-Троицкого собора и Екатеринбургской епархии.
Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Павел Старков.
В завершении богослужения было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.
— Если кто считает себя христианином, он должен быть распят на Кресте, — сказал владыка митрополит в своем архипастырском слове. — Только у каждого из нас свой крест. Не тот Голгофский Крест Христов, на который мы взираем, молимся, благодарим Бога за его спасение. А у каждого свой. Пусть микроскопический, но все-таки свой Крест, на котором распинаются наши грехи и страсти, наша человеческая, не Божественная воля, которая должна быть повержена волей Божией, смирена перед ней. И поэтому для нас сегодня этот праздник, это изнесение Креста – большое утешение в жизни Церкви. Всегда Великим постом, когда сосредотачивается человек на духовной жизни, когда он пытается в малой степени стать похожим на Христа, иметь Христоподражательный нрав, всегда для утешения христианина, для его ободрения, для укрепления его духовной силы износится в середине поста Христов.
Митрополит Кирилл также отметил, что в четверг 15 марта совершается праздник во имя иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Его Высокопреосвященство добавил, что для нас это особый праздник, «потому что он связан прямым образом с испытаниями, образом своего крестоношения Царя, страдальца, мученика, страстотерпца Николая Александровича и его семьи».
Владыка обратил внимание, что в этот день, 15 марта, в Храме-на-Крови будет совершаться Литургия Преждеосвященных Даров, за которой будет совершен чин канонизации пресвитера Александра Адрианова, священника из Нижнего Туринска, взятого красноармейцами во время богослужения, которое он совершал в праздник Михаила Архангела, и убиенного за храмом. Документы для его канонизации подготовила комиссия Екатеринбургской епархии. Решение о канонизации было принято на заседании Священного Синода 7 марта.
В воскресенье 11 марта Церковь празднует неделю Крестопоклонную. В этот день все верующие поклоняются кресту Господню, на котором Он претерпел Свои страсти.
В Крестопоклонную неделю совершается богослужение Честному и Животворящему Кресту Господню. И начинается оно в субботу вечером: на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на литургии вместо Трисвятого.
Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.
По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».
Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.
Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.