По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

11 марта 2018

Великопостные беседы: «Крест как вольное страдание ради избавления»

О Кресте Христовом, почитании и прославлении его как «оружия нашего спасения» от смерти, как избавление всех, кто согласится пройти этим же путем, рассуждает в очередном своем наставлении на Великий пост руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

— Третье воскресение Великого поста носит название Крестопоклонной недели. Слова, которыми Церковь выражает содержание этого дня, очень краткие, но очень емкие: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и Святое Воскресение Твое – славим!»

И для христианина, и для не христианина есть непреложная реальность собственного существования – смерть. От нее не убежать, не закидать ее деньгами или практиками «здорового образа жизни», не подсластить временными удовольствиями и даже не облегчить ее приход. Особенно последний тезис актуален, так как смерть в любом виде — это всегда боль, разрыв и распад. Можно, конечно, по примеру героев «Игры престолов» пробовать себя убаюкать словами в адрес смерти: «Не сегодня!», но, увы, человек почти не принимает здесь решений. Это факт: умрут все. И тот, кто пишет эти строчки, и тот, кто их читает.

А вот как поступать с этим фактом, каждый уже решает самостоятельно. Нет нужды перебирать способы смирения с этим фактом, которые пытался изобрести человеческий ум за тысячелетия своего существования, от тривиальных до самых экзотичных. В контексте нашего праздника мы свидетельствуем о своем опыте. Христиане верят и знают, что смерть – не самостоятельная реальность, а значит, не абсолютная. Так об этом Священное Писание говорит конкретно: плата за грех – смерть. Значит, смерть – это следствие. Она обусловлена наличием греха и вне греха существовать не может. Не может наступить и доминировать там, где греха нет.

С точки зрения христиан, весь окружающий мир – это наш мир. Как говорил святой Максим Исповедник, Космос – это продолжение моего тела. Священное Писание повествует о трагической истории проникновения из-за беспечности человека в его человеческий мир – греха. И как следствие – смерти. Мы отметили, что вся Вселенная – мир человека, а значит, смерть поразила, отравила, завладела всем пространством. Все умирает и разрушается. Как говорил Соломон в Экклезиасте: «Время для всякой вещи и суд над всяким делом». Весь мир – мир человека, и он оказался проклятым из-за человека. И христиане верят, что плач и стенание всякой твари прекратятся с освобождением человека же.

И вот в этот человеческий мир приходит Бог. И приходит человеком со всеми его слабостями и достоинствами, за исключением одного – греха. Потому, что Он Свят и Он – Создатель этого мира. Не касаясь совершенно отдельного и огромного вопроса о свободе и вере человека, сразу перейдем к сути. 

Бог, воплотившийся для нас, Иисус Христос пришел победить «последнего врага – смерть», и победить на ее территории. Здесь отдельная тема, которой, мы, возможно, коснемся в беседах о Страстной Седмице – жадность дьявола и его попытки завладеть ему не принадлежащим, но, что нам сегодня интересно – Христос дал возможность подумать, что Его можно убить. То есть Им может овладеть смерть, хотя на это нет никаких причин. И Бог – Творец Неба и Земли, идет на Крест, принимая распятие между Небом и Землёю, входя в пределы смерти совершенно добровольно. Добровольно – значит не обусловлено. Самостоятельно, имея власть над жизнью, прежде всего, не подвергая ее разложению смерти. И потому смерть не в силах Его удержать, когда Он властно разрушает ее попытки Его удержать и Воскресает. 

«Святое Воскресение Твое – славим!» — поем мы, свидетельствуя: что Свято – умереть не может. Источник этой Святости – Сам Бог. К соединению с Ним, к обожению и приглашает всегда, и в особенности в эти дни, Церковь. Смерть для христианина – не следствие греха со дня Воскресения, а этап или путь – к Воскресению личному и всеобщему. Отсюда и наше Крещение: в жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа – троекратным погружением с Именем Святой Троицы. Отсюда и аналогии Спасителя в проповедях о семени, которое должно умереть, чтобы дать плод. Отсюда и слова апостола Павла: «Жизнь для меня – Христос, а смерть – приобретение»!

Потому мы и кланяемся Кресту Христову и почитаем его и прославляем, как настоящее «оружие нашего спасения» от смерти. Не как позор и поражение, а как вольное страдание ради избавления всех, кто согласится пройти этим же путем. И всегда остается выбор за человеком на слова Бога Моисею: «Жизнь и смерть предложил я тебе, выбери жизнь, чтобы жил ты, и потомство твое».

 

Смотрите также:

Великопостные беседы: «Память Григория Паламы — непаханое поле для подвижничества»

О прославлении Бога: миссионерский отдел продолжает серию Великопостных бесед

Миссионерский отдел начинает серию Великопостных бесед

Действующие лица