По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

17 февраля 2018

В пост с «чистого листа»: иерей Иоанн Никулин о том, как подготовиться к Великому посту

В преддверии Великого поста в екатеринбургской студии телеканала «Союз» секретарь кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии, настоятель прихода во имя святой великомученицы Екатерины иерей Иоанн Никулин подвел итоги прошедшей богословской конференции и рассказал, как начать пост с чистого листа, с чистой совестью.

Беседа с ведущим телепрограммы «Беседа с батюшками» Дмитрием Бродовиковым началась с рассказа отца Иоанна о прошедшей VI Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История», посвященной 100-летию мученической кончины святых царственных страстотерпцев:

– Во-первых, мне хотелось сказать о том, что цель конференции – это обмен исследованиями, теми наработками, которые делают церковные и светские ученые в области богословия, смежных дисциплин. И задача конференции – прежде всего развитие богословия и смежных дисциплин, развитие церковной науки. Конечно, конференция – это такая площадка, где мы не только между церковными учеными, но и между церковными и светскими учеными можем поговорить на сложные темы, услышать друг друга и понять. Это позволяет развивать науку и церковную, и светскую и находить новые подходы к решению разных задач, прежде всего научных.

Конференция была интересной. В ней приняли участие больше ста двадцати исследователей; большинство, конечно, из Свердловской области, но было представлено больше десяти регионов России; много докторов наук, кандидатов наук. Было шесть секций. Отдельно – молодежная секция, это первый в этом году опыт. Там, конечно, были не совсем строго научные доклады, когда исследователь берет какие-то уникальные вещи и получает новые знания. Но эти ребята постарались, много сделали, было радостно и приятно их слушать, потому что когда люди стремятся узнать новое, рассказать это другим, то они проносят это знание через себя и делают его своим. Очень ценный, на мой взгляд, опыт. И это приучает молодых людей к науке, к каким-то научным изысканиям, то есть все очень ценно и интересно.

Отец Иоанн также рассказал, как правильно подготовиться к Великому посту. Батюшка привел в пример слова апостола Павла и подчеркнул, что пост важен не как самоцель, а как «аскетическое средство, которое помогает нам становиться ближе к Богу, «отсечь все и снова начать восхождение к светлому Христову Воскресению»

— Приступая к посту, мы должны осознать: ведь мы согрешаем, и эти грехи – как камни, которые мы с собой тащим: чем больше этих грехов, тем тяжелее мешок.  И как раз Церковь призывает нас простить друг друга, чтобы начать пост как бы «чистого листа», с «пустым рюкзаком», с чистой совестью. На это настраивают и богослужения Великого поста: отсечь все и снова начать восхождение к светлому Христову Воскресению.

Чтобы настроиться на святую Четыредесятницу, прежде всего надо понимать, для чего существует пост. Мне кажется, что лучше всех о посте сказал апостол Павел, сравнивая постящегося с атлетом, спортсменом; это сравнение, наверное, самое близкое, которое передает смысл поста. Спортсмен, чтобы не потерять форму, должен каждый день тренироваться, иначе, когда придет время Олимпийских игр, он проиграет. Поэтому каждый день и в снег, и в дождь спортсмен (бегун, например) бегает, ни одного дня не пропускает.

Так и христианин. У христианина тоже возникает соревнование тогда, когда мы оказываемся перед нравственным выбором: согрешить или не согрешить. Нам нужно тренироваться в этом выборе, и мы специально создаем себе этот выбор. Мы специально устраиваем себе нравственный выбор, для того чтобы тренировать себя в этом нравственном выборе. Пост – это самоограничение.  Чтобы мы могли себя остановить, когда в нашей жизни возникает желание согрешить.

Пост важен не как самоцель, а как аскетическое средство, которое помогает нам становиться ближе к Богу. Но не сам пост приближает нас к Богу; приближает молитва. Пост лишь помогает сосредоточить свою молитву к Богу. Но если мы будем только молиться и при этом лежать на диване и есть мясные деликатесы, то вряд ли наша молитва будет усердной. С другой стороны, если мы будем только строго поститься, но при этом не будем молиться, не будем возлагать на себя каких-то нравственных подвигов, то и диета эта окажется абсолютно бесполезной. Поэтому Христос и говорит в Евангелии: род сей изгоняется только молитвой и постом. Пост и молитва должны быть вместе: молитва – для нашей души, для духовной составляющей человека;  пост – ограничение для тела. Вместе они нас приближают к Богу.