Открытие выставки одной картины стало интересным событием в культурной жизни города: в рамках «Дней Эрмитажа» из Санкт-Петербурга доставили «Портрет императрицы Марии Федоровны» выдающегося портретиста художника Ивана Крамского. Это одна из лучших работ в его творчестве. Портрет был написан спустя всего несколько месяцев после того, как Мария Фёдоровна стала российской императрицей.
Культурный поход был организован отделом культуры Екатеринбургской епархии. Специалист отдела Ольга Олеговна Орехина рассказала воспитанникам семинарии историю портрета.
В начале 1880-х годов Иван Крамской считался крупнейшим русским портретистом. Этот подтверждается тем, что именно ему было предложено написать портрет Марии Федоровны летом 1881 года в Александрии. Портретная живопись второй половины XIX века имела весьма достойных представителей: Василий Перов и Николай Неврев, Константин Маковский и Николай Ге, Илья Репин и Николай Кошелев. Но даже на этом фоне портретное творчество Крамского выделяется пристальным вниманием к моделям и тщательным анализом их индивидуальности. Работая над одним портретом, Крамской оставался верен себе − даже в такой официальной картине ему удалось передать удивительное обаяние молодой императрицы без тени лести и идеализации.
Художник изобразил будущую мать государя Николая II в русском парадном платье. Палитра Крамского сдержанна, но ему удалось передать красочную симфонию блеска драгоценных камней монарших украшений. Мастерство, с которым написаны костюм императрицы и сияние бриллиантов, говорит о больших успехах в области техники живописи, достигнутых художником.
— Портрет настолько реалистичен, что, кажется, будто это фотография, но в то же время, было такое ощущение, будто протянешь руку – и сможешь прикоснуться к ткани платья и взять её в руки, – рассказала Ольга Орехина.
Работая над полотном, Крамской почти без изменения использовал фотографию Марии Федоровны, снятую в ателье фотографа Сергея Левицкого; это, вероятно, было связано с пожеланием заказчика – императора Александра III. Фотографический портрет в русском парадном платье, снятый для представления Марии Федоровны в новом статусе, предназначался для самого широкого распространения − в декабре 1881 года магазинами эстампов А. Фельтена и А. Беггрова была выпущена фотогравюра с оригинала Левицкого.
В подписи художника на эрмитажном портрете (И. Крамской / Александрiя. / Июль 1881) указано место завершения картины: Александрия. Это означает, что он, несмотря на имеющиеся в его распоряжении снимки, приезжал в резиденцию российских императоров для натурных сеансов.
До революции портрет Марии Фёдоровны принадлежал императорской семье и находился в Аничковом дворце в Петербурге. В 1918 году картина оказалась в «Эрмитаже» и долгое время была в забвении. Только в 2004 году, после серьёзной реставрации, её впервые выставили для публики в Государственном историческом музее в Москве.
Помимо выставки одного портрета, студенты семинарии посмотрели другие экспозиции, представленные в музее.
— Поход в музей оказался плодотворным и весьма увлекательным. Так случилось, что в это время в музее ИЗО проходят «Дни Эрмитажа». В связи с этим нам удалось познакомиться с лучшими экспонатами, выставленными в «Эрмитаже», — поделился Сергей Новиков, студент 5 курса Екатеринбургской духовной семинарии. – Больше всего студентов впечатлил портрет Марии Федоровны – матери императора Николая II, написанный художником Иваном Крамским. Впечатления от посещения музея запомнятся еще надолго. А лично для меня самым главным впечатлением останется знакомство с Каслинским чугунным павильоном, некогда выставленном в Париже. В прямом смысле слова передо мной ожили уроки истории, которые когда-то я проходил в школе.