Сохранение исторического наследия не возможно без возвращения зданий, принадлежавших Церкви до 1917 года, уверен член Церковного-исторического общества, кандидат исторических наук иерей Иоанн Никулин. Екатеринбургская епархия начинает серию публикаций об истории зданий и помещений, принадлежавших Русской Православной Церкви до событий 1917 года и сохранившихся по сей день.
Разговор на столь актуальную тему, связанную с важностью усвоения уроков истории, начался в масс-медиа, когда суд отказал в передаче Екатеринбургской епархии помещений трех колледжей уральской столицы. В пресс-службу Екатеринбургской епархии поступают обращения по поводу обоснованности решения суда – горожан смущает отрицательное решение, не учитывающее весомых доводов со стороны епархии.
С инициативой обсудить тему в формате общественного диалога выступили представители Общественной палаты Свердловской области, где в понедельник состоится круглый стол по теме «Уроки истории: проблемы сохранения исторического наследия».
Участники круглого стола обсудят актуальные вопросы важности сохранения исторического наследия, установления исторической справедливости в деле возвращения имущества, отнятого у Церкви после 1917 года, необходимости соблюдения норм российского и международного права. Способны ли мы усвоить уроки прошлого и как данные процессы скажутся на духовно-нравственном состоянии нашего общества?
Напомним, что в судебных спорах фигурируют здания Свердловского мужского хорового колледжа (проспект Ленина, 13), Екатеринбургского монтажного колледжа (ул. Декабристов, 83) и Екатеринбургского экономико-технологического колледжа (ул. Декабристов, 58). Согласно федеральному закону, Церковь может рассчитывать на возврат недвижимости, которая была построена для религиозных нужд. Сюда относятся помещения, предназначенные для богослужений – как в случае с хоровым колледжем, а также для обучения религии – как в случае с корпусами бывшего Епархиального училища, а ныне колледжами на Декабристов. Соответственно, и храмовое помещение на Ленина, 13, и историческая часть здания на Декабристов, 83 и дом № 58 на той же улице, по закону могут быть переданы епархии, отмечает отец Иоанн.
Мы начинаем серию публикаций, подготовленную историками. Об исторических основаниях для передачи помещений епархии бывшего Екатеринбургского епархиального женского училища (ныне там располагается Екатеринбургский экономико-технологический колледж) рассказал кандидат исторических наук, преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии иерей Иоанн Никулин, член Уральского церковно-исторического общества.
– Отец Иоанн, в каких источниках упоминаются первые сведения об этом образовательном учреждении? Какая историческая картина открылась перед вами в результате работы с источниками, повествующими об истории «красного углового здания» Екатеринбургского епархиального женского училища.
– Первоначально в Екатеринбурге было открыто в 1838 году Училище девиц при Екатеринбургском Ново-Тихвинском девичьем монастыре. В отчете монастыря за 1866 год сообщается: «Сведения об училище девиц при Екатеринбургском Ново-Тихвинском девичьем монастыре. Училище помещается подле монастыря в монастырском каменном двухэтажном доме, с особенным двором на монастырской земле и содержится на счет монастыря».
Указом Святейшего Правительствующего Синода от 30 апреля 1880 года за № 1581, на имя Преосвященного Вассиана, епископа Пермского и Верхотурского, оно было преобразовано в Зауральское епархиальное шестиклассное женское училище. Несмотря на то, что созданное шестилетнее училище именовалось епархиальным, оно продолжало числиться за Ново-Тихвинским монастырем до начала XX века. Об этом ясно свидетельствуют адрес-календари Пермской епархии за 1882, 1885 год и Екатеринбургской епархии за 1886 год, а также то, что начальницей училища была настоятельница Ново-Тихвинского монастыря.
С самого своего основания училище располагалось в различных зданиях, находившихся на землях Ново-Тихвинского монастыря, вокруг училища располагались различные монастырские постройки. Училище быстро росло, поэтому в 80-х годах XIX века уже занимало две усадьбы. В известном справочнике Екатеринбурга, изданном в 1889 г. городским головой И. И. Симановым отмечалось: «Александровский просп., д. №1-8. Новотихвинскаго девичьего монастыря каменный двух-этажный дом, два флигеля, службы и баня; больница и пансион епархиального училища".
В 1897 году Ново-Тихвинским монастырем на своей земле для женского училища было построено «красное угловое училищное здание». В плане города Екатеринбурга 1910 года здание, находящееся по ул. Александровский проспект д. №1/8 находится прямо напротив здания епархиального женского училища с домовым храмом, на углу Александровского проспекта и Щепной площади, что в сопоставлении с современными планами, позволяет однозначно определить нынешний адрес этого здания: ул. Декабристов, 58.
Согласно плану города 1910 года, и справочнику И. И. Симанова епархиальное женское училище занимало два здания, находившихся друг напротив друга. Эти здания в дореволюционных источниках именовались как «Красное здание», «Красное угловое училищное здание» и «Белое здание» (цветовое различие обоих зданий епархиального училища до сих пор не претерпело принципиальных изменений).
Заслуживает внимания то обстоятельство, что в целом ряде источников, датированных началом ХХ века, об указанном «Красном здании» говорится также как об учебном корпусе.
В начале XX века стал вопрос о полном переходе женского училища в ведение Екатеринбургской епархии. Так как здания, по прежнему принадлежали Ново-Тихвинскому монастырю, духовенством епархии было принято решение о приобретении земли с постройками, на которой должно было быть построено новое здание. Осенью 1906 года земля с «красным училищным зданием» была передана в ведение Екатеринбургской епархии с разрешения Священного Синода (Указ Священного Синода от 16 сентября 1906 года за № 9942).
На приобретенной земле находилось «красное (угловое) здание» училища, которое по первоначальному замыслу планировалось значительно перестроить, разместив в нем церковь, актовый зал и прочее, соединив его в единое здание с новым корпусом женского училища (сейчас расположенного по адресу: пер. Университетский, 9.). Однако, в конце концов, было принято решение о строительстве отдельного здания, а «красное здание» вместе с постройками, находившимися во дворе, подлежало уже не перестройке, а небольшому ремонту. Тот факт, что «красное» здание должно было стать естественной частью нового здания, позволяет однозначно утверждать о тождестве «красного углового здания» женского училища с красным кирпичным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Декабристов, 58.
– Для кого предназначалось училище? Каким был статус, преподавательский состав?
– Традиция создания в России женских епархиальных училищ восходит к середине XIX века. Новые учебные заведения, прежде всего, предназначались для сирот духовного звания (не имевших возможности получить домашнее образование) и существовали до 1918 г.
Епархиальные училища создавались местными епархиальными архиереями с согласия Священного Синода, при активном участии местного духовенства. Рассматриваемые учебные заведения полностью находились в ведении Русской Православной Церкви. Согласно Уставу епархиальных женских училищ, утвержденному в 1868 г. императором Александром II «Епархиальные женские училища открываются с разрешения Святейшего Синода, по ходатайству епархиального архиерея, везде, где пожелает и изыщет к содержанию их средства духовенство епархии ˂…˃ Епархиальные женские училища состоят в ведении Святейшего Синода, под управлением епархиальных архиереев и вверяются ближайшему попечению местного духовенства…».
Состав служащих и педагогов духовного училища полностью зависел от главы епархии, что и нашло отражение в уставе «Местным преосвященным, как главным начальником епархиального женского училища, утверждаются в должности все служащие при училище лица ˂…˃ Преподаватели определяются епархиальным архиереем, по представлению училищного совета, из лиц духовных и светских, имеющих удовлетворительные аттестаты о своем образовании в высших и средних учебных заведениях».
В состав преподавателей Екатеринбургского епархиального женского училища в 1889/90 учебном году входили 6 священников и 4 светских лица. Все преподаватели, как в священном сане, так и миряне имели духовное (богословское) образование разных уровней — академия, семинария, училище. В 1903/1904 учебном году из 13 преподавателей — 5 священников и 8 светских лиц, из них образование трех педагогов не указано. Учитель церковного пения закончил регентский класс Императорской певческой капеллы, а остальные также получили духовное образование (в епархиальном училище, семинарии или академии).
В 1908/09 учебному году из 15 преподавателей — 3 священника и 12 светских лиц (из них 10 женщин). Из всех преподавателей только три выпускницы гимназий и других светских учебных заведений. Остальные (кроме двух, чье образование не указано) также получили духовное образование.
На протяжении всего периода существования Екатеринбургского епархиального женского училища священники преподавали в нем не только церковные, но и многие светские предметы. Преподаватели-миряне (без священного сана) часто имели сугубо богословское (духовное) образование (например, выпускники Казанской духовной академии) и часто одновременно с женским училищем преподавали и в мужском духовном училище, а с 1912 года и в духовной семинарии.
– Какой была программа обучения?
– Первоначально программа состояла из «Закона Божия (катехизис и начальные сведения по библейской истории), чтение и письмо, грамматика и церковное пение». Постепенно увеличивалось время обучения и в соответствии с этим расширялась и программа. Согласно Уставу епархиальных женских училищ, утвержденному в 1868 г. императором Александром II в епархиальном женском училище должны были преподаваться как обязательные, так и не обязательные предметы.
К обязательным относились: Закон Божий, Русский язык и русская словесность и практическое ознакомление со славянским языком, Арифметика и общие основания геометрии; География всеобщая и русская; Гражданская история всеобщая и русская; общие необходимые сведения из физики; Педагогика; Чистописание; Церковное пение. Необязательными были: новейшие языки, музыка и рисование.
Кроме того, устав отмечает что, «сверх того, девицы обязательно обучаются во неклассное время кройке, шитью, вязанью и вообще домашнему рукоделью». Общая программа обучения была принята Синодом и утверждена императором. Утверждение же программ преподаваемых дисциплин относилось к ведению Епархиального училищного совета. Следует отметить, что в предреволюционные годы из научных дисциплин лишь две (Закон Божий и Церковное пение) изучались в Екатеринбургском епархиальном женском училище на протяжении всего 6-летнего периода обучения (тогда как в гимназиях и других светских учебных заведениях церковное пение не изучалось вообще, Закон Божий в гораздо меньше объеме). В 1886 году Священным Синодом было рекомендовано в старших классах знакомить воспитанниц с приемами образования певчего хора и управления им, чтобы многие девицы по окончании курса могли уметь составить хор при церкви или организовать в нем благозвучное пение.
Большое значение в епархиальных женских училищах имело воспитание в духе Православной Церкви. В уставе 1868 года подчеркивается что «начальнице вверяется, главным образом религиозно-нравственное воспитание девиц». В отличие от гимназий и реальных училищ, как духовные училища и семинарии, так и епархиальные женские училища имели свой строгий распорядок дня, в который кроме занятий входила общая молитва (утром и вечером), прием пищи (также с молитвой), участия в совместных богослужениях, общая подготовка к церковным таинствам и многое другое. В женском училище имелись специальные воспитательницы. Большое влияние оказывал и располагавшийся вблизи Екатеринбургского епархиального женского училища монастырь. Кроме того, воспитанницы принимали общее участие в организации церковных служб — пели в храме, а также могли петь при совершении треб.
Таким образом, можно отметить, что образовательная и воспитательная программа состояла из четырех основных блоков — богословского (церковного), общеобразовательного, воспитательного, блока занятий по домашнему рукоделию, а также регулярной богослужебной и церковно-педагогической деятельности.
– То есть, по большому счету, училище готовило матушек. Как дальше могла сложиться их профессиональная судьба?
– Большинство дочерей духовенства в XIX веке не покидало сословия, и становилось супругами священников, диаконов и причетников. Именно поэтому пишет современный исследователь О. Д. Попова — «цель первых училищ для дочерей духовенства была предельно простая: подготовить матушек. Фактически эти училища не давали какой-либо специализации. Скромный набор предметов и обилие рукоделия должны были подготовить хорошую хозяйку дома и в тоже время немного образованную спутницу жизни сельского священника, способную не только заниматься домашним хозяйством, но и быть духовной единомышленницей своего супруга». Отметим, что в середине XIX века для рукоположения в сан священника необходимо было закончить начальное и среднее профессиональные (сословное) учебные заведения — духовное училище (4 года) и духовную семинарию (6 лет). Кроме того, супруги духовенства должны были подготовить своих детей к обучению в духовном училище, куда принимали только после домашнего обучения или окончания приходского училища. Такое назначение училища сохраняли на протяжении всего периода своего существования, работая фактически по принципу института благородных девиц, готовя не к определенной профессии (хотя параллельно такая цель ставилась), а в целом подготавливая образованных членов Церкви и в особенности жен духовенства.
Выпускницы епархиальных училищ, как выпускники мужских и женских гимназий второй половины XIX века получили право занимать должности учителей начальной школы или преподавать на дому. Устав 1868 г. отмечает «Воспитанницы, кончившие полный курс, получают, не подвергаясь особому испытанию, право на звание домашних учительниц тех предметов, в коих оказали хорошие успехи», то есть звание домашней учительницы выпускницы получали в дополнение к полученному образованию. Известный исследователь истории Русской Церкви Синодального периода пишет: «Выпускницы плодотворно трудились, учительствуя в церковно-приходских школах, число которых резко увеличилось при Александре III, а также в земских школах и других учебных заведениях». Кроме того, серьезнейшее внимание, которое уделялось в епархиальных женских училищах изучению церковного пения, указывает на то, что выпускницы могли становиться регентами церковных хоров.
Для прохождения практики воспитанницами епархиальных училищ, при последних, определением Священного Синода, создавались образцовые школы. Екатеринбургское епархиальное женское училище имело в своем составе образцовую одноклассную церковно-приходскую школу, созданную на базе воскресной школы Ново-Тихвинского женского монастыря. Занятия с учениками этой школы воспитанницы женского училища вели, начиная со второй четверти учебного года в 5 классе.
Таким образом, епархиальные женские училища (в том числе Екатеринбургское) до революции 1917 года находились в полном ведении Российской Православной Церкви. Они создавались представителями духовенства, содержались за счет духовенства и были предназначены для обучения дочерей священно- и церковнослужителей по программам, утверждавшимся Церковью и предусматривавшим углубленное изучение вероучения, истории и традиций Православной Церкви, а также церковного пения. Цель обучения — подготовить будущую супругу священнослужителя к ее жизненному пути, а также решить кадровую проблему церковно-приходских школ, вопросы организации приходских хоров и помощи священнику в его деятельности. В процессе обучения главный упор делался на религиозно-нравственное (церковное) воспитание учащихся.