По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

30 сентября 2017

Епископ Среднеуральс­кий Евгений совершил Божественную литург­ию в Храме-на-Крови

30 сентября 2017 год­а, в день памяти муч­ениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, и в Попразднест­во Воздвижения Креста Господня, викарий Екатеринбургской епа­рхии епископ Среднеу­ральский Евгений возглавил Божественную литургию в Храме-на-К­рови.

Богослужение архипас­тырь совершил у мощей святого великомуче­ника Димитрия Солунс­кого Мироточивого. Завтра святыня заверш­ит свое пребывание на Уральской земле.

Владыке Евгению сосл­ужили митрофорный пр­отоиерей Николай Мал­ета, старший священн­ик Храма-на-Крови пр­отоиерей Максим Миня­йло, клирики храма и  духовенство епархи­и.

Проповедь по заприча­стном стихе произнес протоиерей Дмитрий Черняк, настоятель храма во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в городе Сысерть.

За Божественной литу­ргией викарий Екатер­инбургской епархии совершил хиротонию Ва­вилова Дмитрия Васил­ьевича во диакона.

В память о Попразднс­тве Воздвижения Крес­та Господня и в честь праздника мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии владыка Евгений вмес­те с духовенством воз­несли молитвы Кресту. Вместе с песнопением «Кресту Тво­ему поклоняемся, Вла­дыко» прозвучало и  величан­ие святым сего дня и великомученику Дими­трию Солунскому, пре­бывающему своими свя­тыми мощами в храме.

По окончании богослу­жения епископ Евгений обратился к молящи­мся с архипастырским словом.

– Сегодня продолжается память Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, сегодня, 30 сентября, Церковь вспоминает, прославляет и молится святым мученицам Вере, Надежде, Любови и их благоразумной матери их Софии, – сказал владыка Евгений. – И сегодня у нас великая святыня пребывает последний день. Завтра, после Божественной литургии десница святого великомученика Димитрия Солунского покинет Урал, святыня будет возвращена в Грецию туда, где Господь судил ей пребывать.

Подобное стремится к подобному. В каждом из нас есть эта искорка Божией благодати, которая дарована нам при нашем появлении на свет, при нашем крещении.

Когда мы говорим, что святые великомученицы Вера, Надежда и Любовь, совсем маленькие, отроковицы и младенцы, и они в таком возрасте претерпевают мучения. О чем можно спрашивать у ребеночка. В таком возрасте люди считаются не дееспособными, не готовыми принимать ответственные жизненные решения. 

Откуда у такого маленького ребенка  может быть такая мысль, такая твердость, которой нет порой у взрослых людей, чтобы не только терпеть, но при этом и радоваться, и даже мысли не допускать о том, чтобы убежать, испугаться, расплакаться и отречься. Нашим умом и жизненным опытом не объяснить. У нас такого в жизни не бывает. Но Церковь нам показывает такой опыт в житие. Такой же опыт нам показывают святые Царственные страстотерпцы. Они знали, что происходит. Когда они уезжали из Петербурга, когда они были в Тобольске, это отражалось в их разговорах, в дневниках. Они знали житие мучениц Веры, Надежды и Любови, а родители, Государь и Государыня, молились святой Софии.

Нас упрекают в том, что они могли спасти детей, вывезти их, и было бы все хорошо. Куда вывезти? Заграницу? Они хотели не вывести, они хотели ввести в Царствие Небесное. И они вошли. И София со своими детьми. И Государь с Государыней и многие люди, у которых было то, чего нам нужно искать. Эта искорка Божия – вера Богу, вера в Бога, желание быть с Богом. Эта искорка называется благодатью. У кого-то она совсем маленькая: какое семечко было дано при крещении, таким оно и осталось. А есть люди, у которых даже в малом возрасте, это семечко вырастает. Благодать – вот ответ на вопрос «Откуда было такое терпение, такое мужество?».
Эта благодать не падает как дождь с неба. Она является ответом Божиим на стремление человека к Богу. Святая София полюбила Христа, она в этой любви воспитывала своих детей, она жила благодатью, и этой благодатью наделила детей и приумножила ее.  Если бы не было этих мучений, они бы этой благодатью жили, и мы бы знали святых как преподобных. Но Богу было угодно испытать эту благодать. Та же благодать присутствовала и согревала сердце святого великомученика Димитрия. Когда он узнал о том, что предстоят мучения, он, губернатор, главнокомандующий своего города, обеспеченный человек, сын богатых родителей, благочестивый верующий, оставил все свое имущество жителям своего города, и отдал свою жизнь за Христа. 

Мы сегодня, собравшиеся здесь, тоже наполнены благодатью. Только у кого-то она умножается постепенно, а у кого-то лежит невостребованная, потому что зарастает сорняками суеты, неправильных стремлений, желаний, мечтаний. 
У каждого есть своя жизненная стезя, и каждый на ней соберет свои плоды. Святые апостолы были наполнены благодатью через проповеди Божии, только одни устремились за Христом и взрастили эту благодать, а другой, Иуда, устремился за своими желаниями, мечтаниями, и низвергнулся на самое дно. 

Сегодня перед нами стоит святыня (мощи святого Димитрия Солунского – ред.), а стремления у нас у всех разные. У кого-то Небесное Царство и стяжание благодати, а у кого-то – совсем иное… Когда в храм заходишь, хочется отложить всю эту суетность, найти в себе самое драгоценное, святое. Стоит задавать себе эти вопросы: «Куда я иду? Что я ищу? Готов ли я отдать все, что имею, за Христа, Готов ли я посвятить всего себя Богу?». И ответить на эти вопросы может только тот человек, который в течение жизни эту благодать собирал.

Хотелось бы пожелать всем нам, чтобы это делание стяжания благодати Божией у нас получалось, чтобы мы приходили за этой благодатью в храм чаще, чем приходим за едой в магазин, чтобы мы обращались к Богу усерднее.