Подарками немыслимыми назвал посещение обителей Екатеринбургской митрополии православный поэт, клирик храма апостола Иоанна Богослова города Костромы протоиерей Андрей Логвинов.
Отец Андрей посетил святые места Среднего Урала вместе с прихожанами храмов Костромской епархии. Паломники порадовались красоте мужского монастыря на Ганиной Яме, посетили монастырь Новомучеников Российских под Алапаевском, побывали в Ново-Тихвинском и Среднеуральском женских монастырях.
О своих впечатлениях от посещения уральских святынь, об отношении к Царственным страстотерпцам и творческом пути православного поэта и пастыря отец Андрей Логвинов в студии телеканала «Союз» рассказал Светлане Ладиной.
Светлана Ладина:
– Готовясь к этому эфиру, я несколько дней напевала: «Так уж Всевышний создал: мы люди не когда дышим, а пока любим».
Мой гость – автор этих строк протоиерей Андрей Логвинов. Член Союза писателей России, Союза журналистов России, лауреат премий «Имперская культура», журнала «Наш современник», премии имени Заболоцкого, клирик Иоанно-Богословского храма г. Костромы.
Отец Андрей, это неслучайно, наверное, совпало: ваше служение в храме апостола любви Иоанна Богослова – и такие слова: «Мы люди не когда дышим, а пока любим»…
Когда и как поэтическое творчество возникло в вашей жизни?
Отец Андрей Логвинов:
– Я вообще прошу прощения за то, что моей персоне такое внимание уделяется, но уж коли на то пошло – обязан отвечать на ваши вопросы, хотя мне про себя рассказывать не очень интересно. Я не знаю, откуда оно вообще возникло. В школе, где-то в 9-ом классе, мне почему-то стала интересна литература. И «Евгения Онегина» мы тогда изучали, и Лермонтова – мне стало это все интересно. А потом нашлись люди, которым вообще была интересна поэзия той поры – поры моих школьных лет. И учительница у нас была замечательная по литературе – Галина Михайловна Полонская. Это была первая волна.
Вторая – когда в студенчестве я какие-то эксперименты производил над словом. Меня интересовала авангардная поэзия, зарубежье. А потом, когда уже личность перенастроилась, когда стала искать Христа и обретать Его, то и стихи стали приближенными к тому, как и сегодня я мыслю. В какой-то мере стихи вели меня через то, как я менялся, и стихи, соответственно, менялись.
Ну, а теперь я уже выкристаллизовался, сформировался как священник, как православный поэт. Есть люди, которые пишут прекрасно, лучше меня. Но то, что мне внутреннее интересно, то, что меня волнует, в таких строчечках и выражается. А волнует и интересует меня всё в православном измерении.
И особенно вдохновение приходит особенно во время Великого поста, как ни странно. Не до размышлений лирических, устаешь немыслимо. Но весь ты направлен на жизнь со Христом, во Христе, и с приходом, и с народом, и требы, и службы. И в этой направленности какие-то образы появляются, и они легче проходят, формулируются строчки. И как ни удивительно, но во время постов пишется больше стихов, как выясняется. Хотя совсем о них не думаешь. Больше дышишь жизнью Церкви, Христом и стихи приходят.
Светлана Ладина: Так это по Винни Пуху: как рождается поэзия? Ты можешь пойти в то место, где поэзия тебя найдет. Получается, что постом мы идем туда, где может нас найти вдохновение свыше – вот оно вас и находит.
Отец Андрей, вы сказали про студенческие авангардные опыты. Я в вашей автобиографии прочитала, что из института вас отчислили за идейную ошибку. Ошибка была стихотворной или в прозе?
Отец Андрей Логвинов: Это была комплексная ошибка. Сейчас это покажется смешно. Для нашего времени – несерьезно, не существенно, но для советского времени, когда была тотальная идеология – заявлять, что мне нравится Борис Леонидович Пастернак, которого тогда травили, Солженицына высылали – я за них заступался. И, конечно, христианские мои искания, взгляды, я же по-студенчески, по-молодому должен был вещать, храбро говорить, высказывать то, что я думаю. Нашлись люди, которые это сообщали "куда надо", потому меня вызывали "куда надо". Сейчас это смехотворно, а тогда было очень серьезно. Служивым людям нужно было звездочки на погоны заработать и вот они раскрыли дело: в недрах пединститута студент..
Светлана Ладина: Теперь понятно в кого ваш сын, а может быть, и все трое. Лидер группы "Комба Бакх" – это один из троих ваших сыновей?
Отец Андрей Логвинов: Младший, Алексей.
Светлана Ладина: Что касается творчества этой замечательной группы. Ребята такие самобытные. Они не декларируют, что они православные, с хоругвью не ходят, но это понятно из их творчества. Форма творчества совершенно оригинальная.
Отец Андрей Логвинов: Они живые, слава Богу – живые. Православие такое и должно быть. Оно же живое. Это открытие мира, открытие жизни. И дышать тем, что нам Господь дает, благодарить, как-то эту благодарность выражать и радоваться – эта наша жизнь должна такая быть.
Светлана Ладина: То есть это живым примером прививается детям – ощущение того, что Православие – живое, что Господь – любовь, что надо жить и радоваться во Христе.
Отец Андрей Логвинов: Наверное, так.
Светлана Ладина: Ну, а слова какие-то есть специальные? Приёмы воспитания?
Отец Андрей Логвинов: Мы вместе с детьми ездили по святым местам. Вместе молились. Как-то они с детства вошли во все это.
Светлана Ладина: И не вышли.
Отец Андрей Логвинов: Да, слава Богу.
Светлана Ладина: Вы родились 19 мая – в день рождения царя-страстотерпца Николая II. И вы относитесь к той части людей, которая Государя искренне любит и почитает.
Отец Андрей Логвинов: И горячо хотел бы любить и почитать, это пронзает до слез. Не потому что я родился день в день с Государем. Кто я такой? А потому, что они – Царственные Мученики – носители высшей любви и друг к другу, и к нашему Отечеству. И такое страшное злодеяние произошло, что до сих пор кровь то холодеет, то вскипает – нельзя быть равнодушным. Сто лет прошло, а равнодушным быть невозможно от того, что случилось.
Слава Богу, в эти дни (я об этом давно мечтал) с прихожанами нашего храма мы приехали сюда, в Екатеринбург, в эти священные для всех русских людей места, и могли порадоваться и красоте мужского монастыря на Ганиной Яме, и доброте. И нас сегодня накормила Елизавета Федоровна в монастыре, который на месте её убиения, под Алапаевском. И много чего мы здесь еще видим такого, что нас потрясает, через нынешних людей, живущих в Екатеринбурге. Потому что, когда живем своим мирком – мы все такие хорошие, православные, научились лоб крестить, акафисты читать, слава Богу.
А вот мы приехали сюда – столько открытий для себя сделали. Человеческих. Не только соприкосновение с нашей трагической историей, но человеческих – потому что подарки немыслимые. Вчера мы были в Среднеуральском женском монастыре – как на небе побывали. Замечательная монахиня Кирилла вела рассказ, мы просто заслушались. Под Алапаевском иеродиакон Серафим – крепкий, могучий. Мне нравится, когда могучие служители Церкви, а не слабосильные. Он так хорошо, проникновенно говорит. После трапезы мы стали благодарить, а нам отвечают: "Это не мы, это Елизавета Федоровна, она не могла кого-то голодным оставить". Такие глубокие встречи. И еще другие люди, которых мы видели – прекрасные, славные, православные.
Иногда ощущаешь свое одиночество: нас, православных, мало, как оно дальше будет? Одна женщина из нашей группы говорила сегодня: "У меня постоянно какие-то страхи о будущем – как это будущее повернется?" А вот увидели мы иеродиакона Серафима – и она говорит, что сразу надежда окрепла, что наше будущее будет крепкое и сильное, раз такие люди есть.
Екатеринбург, телеканал «Союз» – это же невероятно. Не Москва, не Питер, а Екатеринбург – центр России, с Урала сколько лет «Союз» ведет героическую борьбу за души людские, за свое выживание… Живет – и слава Богу, чтоб здравствовал еще много лет!
Это дорогого стоит – приехать сюда.
Мой Государь
Мой Государь! Утихла злоба,
А я рыдаю, как мыта́рь,
Я не сумел прожить до гроба
Как верный раб, мой Государь!
В судьбе России чёрным годом
Навек отметил календарь,
Когда Ты предан был народом,
Последний Русский Государь!
Твои министры не рыдали
И дьякон не вздымал орарь,
Когда Тебя с Семьей в подвале…
О Государь, о Государь!
Твой дом земной пылал, разрушен,
И на Творца восстала тварь…
Ты и к врагам великодушен,
Не к мести звал нас, Государь.
Кругом и трусость, и измена…
Но Ты глядишь с небес, как встарь,
Молюсь коленопреклоненно:
Прости всех нас, о Государь!
Излечит наших душ уродство
И из сердец изгонит хмарь
Твоё святое благородство,
Святая жертва, Государь!..