Станут ли Царские дни национальными днями памяти о Царственных страстотерпцах, что для этого необходимо сделать каждому из нас, как воспитать в детях почитание семьи государя императора, что может стать лучшей проповедью о его подвиге — об этом и многом другом в беседе с игуменом Петром (Мажетовым), наместником Мужского монастыря Свято-Косьминской пустыни Верхотурского района.
Каждый год на Царские дни из отдаленной деревни Костылева Верхотурского городского округа отец Петр приезжает вместе с сельскими детьми, которые окормляются при монастыре и живут в соседних населенных пунктах: Костылева, Красногорское, Тавда, Рычкова. Как отмечает игумен Свято-Косьминской пустыни, с каждым годом ребят, желающих поучаствовать в богослужениях и крестном ходе, все больше и больше. В этом году на Царские дни приехали 10 мальчишек и девчонок, причем самому юному паломнику всего 7 лет.
Подводя итоги Царских дней-2017, отец Петр (Мажетов) поделился своими размышлениями о духовном смысле Царских дней, о главном уроке, который преподнес человечеству Государь и его семья, о лучшей проповеди о страстотерпцах Христовых, способной объединить, оздоровить общество и о том, как воспитать детей в вере и в почитании своих национальных героев.
— Отец Петр, главные события Царских дней объединили более 60 000 крестоходцев и сотни тысяч людей, которые в эту ночь молитвенно были с участниками ночного богослужения в Екатеринбурге. Как сделать так, чтобы Царские дни стали национальным днем памяти святых Царственных страстотерпцев?
— Все больше и больше убеждаюсь, чтобы сделать это национальным днем памяти, нужно максимально отойти от политики. Мы говорим: «Русский народ должен покаяться». В чем он должен покаяться? Некоторые начинают осуждать Красную Армию, большевиков, и в результате ненавидеть общество, которое совершило этот переворот, ненавидеть тех, кто расстрелял Царскую семью и так далее — по сути дела, становясь теми же большевиками, только наоборот. Мне кажется, что этим мы просто продолжаем Гражданскую войну. Не надо создавать священный пафос страшного врага, который напал на Россию. Каяться надо вот в этом братоубийственном духе!
Почему теплохладность так опасна? Это потеря любви друг к другу, потеря общения друг с другом, при котором люди начинают винить друг друга в бедствиях вокруг. 1905 год – 1913 год – 1917 год – это момент, когда мы всех считали виноватыми, кроме самих себя. Тоже самое происходит сейчас, когда некоторые начинают искать врагов нашей России, устраивать своеобразные черные сотни. Это главное, что мы должны увидеть. Если мы сможем избежать этой теплохладности, этой ненависти, этого разрушительного желания обнаружить врага, то это будет национальным достоянием. А так получается, что многие смотрят на Царские дни и видят в нём некое проявление маргинальности, казачьего воинствующего духа против других наций.
— А что на самом деле видит в подвиге Царя и его семьи православный человек?
— Вспомним первую и вторую Чеченскую войну — мы все были свидетелями страшных репортажей, когда погибали наши солдаты. Это страшно поражало. А теперь вспомним житие Димитрия Ростовского, как там шли мученики на смерть. И ты смотришь и понимаешь, что вроде одно и то же, но тут — Пасха, а там – горе и страх, леденящее душу событие.
Император Николай выбрал тот путь, который возвел его на богоподобную Голгофу. По-другому он не мог в принципе. Страшно самому принять смерть, видеть, как его дети погибают – это ужасно, но если посмотреть, то здесь произошло то, что именно соединяет сквозь все века мучеников. Когда мы читаем житие Георгия Победоносца, Пантелеимона-целителя, сорока мучеников Севастийских – у нас нет ненависти к мучителям. Мы смотрим, какая великая слава явилась. Мне кажется, что император Николай должен нам показать иной подход к жизни и иное осмысление смерти.
Это Слава Божия. Это то, что будет побеждать неверие вокруг нас и это то, что объединит нас. Сама смерть приходит по воле Божией, но не по воле людей.
Говорить миролюбиво о палачах Царской Семьи трудно, но надо попытаться тем, кто может это вместить. Надо чааще вспоминать, как относилась до последнего дня к своим убийцам Царская семья. Это всем нам пример.
— Как можно сегодня современных детей привести к тому, чтобы они были в состоянии «вместить», осознать подвиг Царя и его семьи? Как воспитывать, чтобы они выросли настоящими православными христианами?
— Главная задача, нас, христиан, людей зрелых, взрослых, наша обязанность перед поколением, которое придет за нами – это во что бы то ни стало стать счастливым человеком в Боге, во Христе стать счастливыми. Лучшая проповедь – счастливые глаза в вере в Боге и во Христе. Если мы будем, как христиане, жить открыто, мирно, в духе любви, то нам не надо слишком много напрягаться в нотациях, беседах, лекциях, богословии. Это будет, пожалуй, главный и единственный аргумент, который неизбежно свяжет с нами наших детей.
Наверное, лучшая проповедь, лучшее слово о Государе императоре – это показать, насколько он был сам счастлив как христианин. Он никого не стеснялся. Да, ему выпала доля Иова Многострадального, но он жил в любви и счастье. И показать не то, как он страдал, а как он вопреки страданиям оставался полноценным в своей жизни. Это то, чем должны занять мы, современные проповедники, учителя духовной жизни. Показать как Император жил в плену, не унижался, не падал духом и реально был счастлив, и это счастье никто не смог у него отнять. Это является частью его прекрасного чистого образа.
— И донести это до детей посредством высокохудожественных театральных постановок и фильмов, книг, инфомационно-просветительских проектов, школьных уроков и внешкольных бесед?..
— Надо еще дать прочувствовать детям, как это может быть, «изнутри», погрузить их в ту атмосферу. Например, после рассказа об императоре и его семье, полезно практиковать сочинения, рассуждения: твои пожелания императору или о чем бы ты его попросил. Что ты сказал бы, если бы встретился с царевичем Алексием и другие темы, чтобы детей, насколько это возможно, ввести в тот мир, в котором жила Царская семья.
Тематика сочинений, которые дети пишут о Царе в воскресной школе, может быть самой разнообразной: что могло присниться царевне в Ипатьевском доме, какие прекрасные образы навевает каждый член Царской семьи… Это важно, потому что, когда ребенок начинает погружаться в историю семьи Царственных страстотерпцев, он начинает проживать, и, что самое интересное, если мы проживаем в простом человеке – это уже большая польза, а если мы проживаем святого человека, то в этом моменте мы начинаем открывать для себя нечто более важное, начинается наша Беседа с Господом.