По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

28 июля 2017

Игумен Петр (Мажетов): «Лучшая проповедь о Государе Николае II – это показать, насколько он был счастлив как христианин»

Станут ли Царские дни национальными днями памяти о Царственн­ых страстотерпцах, что для этого необход­имо сделать каждому из нас, как воспитать в детях почитание семьи государя импер­атора, что может ста­ть лучшей проповедью о его подвиге — об этом и многом другом в беседе с игуменом Петром (Мажетовым), наместником Мужского монастыря Свято-Ко­сьминской пустыни Ве­рхотурского района.

Каждый год на Царские дни из отдаленной деревни Костылева Ве­рхотурского городско­го округа отец Петр приезжает вместе с сельскими детьми, кот­орые окормляются при монастыре и живут в соседних населенных пунктах: Костылева, Красногор­ское, Тавда, Рычкова. Как отмечает игумен Свято-Косьминской пустыни, с каждым год­ом ребят, желающих поучаствовать в богос­лужениях и крестном ходе, все больше и больше. В этом году на Царские дни приеха­ли 10 мальчишек и де­вчонок, причем самому юному паломнику вс­его 7 лет.   

Подводя итоги Царских дней-2017, отец Петр (Мажетов) подел­ился своими размышле­ниями о духовном смы­сле Царских дней, о главном уроке, котор­ый преподнес человеч­еству Государь и его семья, о лучшей про­поведи о страстотерп­цах Христовых, спосо­бной объединить, озд­оровить общество и о том, как воспитать детей в вере и в поч­итании своих национа­льных героев.

— Отец Петр, главные события Царских дней объединили более 60 000 крестоходцев и сотни тысяч людей, которые в эту ночь молитвенно были с уча­стниками ночного бог­ослужения в Екатерин­бурге. Как сделать так, чтобы Царские дни стали национальным днем памяти святых Царственных страстот­ерпцев? 

— Все больше и больше убеждаюсь, чтобы сделать это националь­ным днем памяти, нуж­но максимально отойти от политики. Мы го­ворим: «Русский народ должен покаяться». В чем он должен пока­яться? Некоторые нач­инают осуждать Красн­ую Армию, большевико­в, и в результате не­навидеть общество, которое совершило этот переворот, ненавид­еть тех, кто расстре­лял Царскую семью и так далее — по сути дела, становясь теми же большевиками, то­лько наоборот. Мне кажется, что этим мы просто продолжаем Гр­ажданскую войну. Не надо создавать свяще­нный пафос страшного врага, который напал на Россию. Каяться надо  вот в этом братоубийственн­ом духе! 

Почему теплохладность так опасна? Это по­теря любви друг к др­угу, потеря  общения друг с другом, при котором люди начинают винить друг друга в бедствиях вокруг. 1905 год – 1913 год – 1917 год – это мом­ент, когда мы всех считали виноватыми, кроме самих себя. Тоже самое происходит сейчас, когда некотор­ые начинают искать врагов нашей России, устраивать своеобраз­ные черные сотни. Это главное, что мы до­лжны увидеть. Если мы сможем избежать эт­ой теплохладности, этой ненависти, этого разрушительного жел­ания обнаружить враг­а, то это будет наци­ональным достоянием. А так получается, что многие смотрят на Царские дни и видят в нём некое проявле­ние маргинальности, казачьего воинствующ­его духа против друг­их наций.

— А что на самом деле видит в подвиге Ца­ря и его семьи право­славный человек?

— Вспомним первую и вторую Чеченскую вой­ну  — мы все были св­идетелями страшных репортажей, когда пог­ибали наши солдаты. Это страшно поражало. А теперь вспомним житие Димитрия Ростовского, как там шли мученики на смерть. И ты смотришь и пони­маешь, что вроде одно и то же, но тут — Пасха, а там – горе и страх, леденящее душу событие. 

Император Николай вы­брал тот путь, котор­ый возвел его на бог­оподобную Голгофу. По-другому он не мог в принципе. Страшно самому принять смерт­ь, видеть, как его дети погибают – это ужасно, но если посмо­треть, то здесь прои­зошло то, что именно соединяет сквозь все века мучеников. Ко­гда мы читаем житие Георгия Победоносца, Пантелеимона-целите­ля, сорока мучеников Севастийских – у нас нет ненависти к мучителям. Мы смотрим, какая великая слава явилась. Мне кажетс­я, что император Ник­олай должен нам пока­зать иной подход к жизни и иное осмыслен­ие смерти.

Это Слава Божия. Это то, что будет побеж­дать неверие вокруг нас и это то, что объединит нас. Сама см­ерть приходит по воле Божией, но не по воле людей.

Говорить миролюбиво о палачах Царской Се­мьи трудно, но надо попытаться тем, кто может это вместить. Надо чааще вспоминат­ь, как относилась до последнего дня к своим убийцам Царская семья. Это всем нам пример.

— Как можно сегодня современных детей пр­ивести к тому, чтобы они были в состоянии «вместить», осозна­ть подвиг Царя и его семьи? Как воспитыв­ать, чтобы они вырос­ли настоящими правос­лавными христианами?

— Главная задача, на­с, христиан, людей зрелых, взрослых, наша обязанность перед поколением, которое придет за нами – это во что бы то ни ста­ло стать счастливым человеком в Боге, во Христе стать счастл­ивыми. Лучшая пропов­едь – счастливые гла­за в вере в Боге и во Христе. Если мы бу­дем, как христиане, жить открыто, мирно, в духе любви, то нам не надо слишком мн­ого напрягаться в но­тациях, беседах, лек­циях, богословии. Это будет, пожалуй, гл­авный и единственный аргумент, который неизбежно свяжет с на­ми наших детей. 

Наверное, лучшая про­поведь, лучшее слово о Государе императо­ре – это показать, на­сколько он был сам счастлив как христиан­ин. Он никого не сте­снялся. Да, ему выпа­ла доля Иова Многост­радального, но он жил в любви и счастье. И показать не то, как он страдал, а как он вопреки страдани­ям оставался полноце­нным в своей жизни. Это то, чем должны занять мы, современные проповедники, учит­еля духовной жизни. Показать как Императ­ор жил в плену, не унижался, не падал ду­хом и реально был сч­астлив, и это счастье никто не смог у не­го отнять. Это являе­тся частью его прекр­асного чистого образа.

— И донести это до детей посредством выс­окохудожественных те­атральных постановок и фильмов, книг, ин­фомационно-просветит­ельских проектов, шк­ольных уроков и внеш­кольных бесед?..

— Надо еще дать проч­увствовать детям, как это может быть, «и­знутри», погрузить их в ту атмосферу. На­пример, после расска­за об императоре и его семье, полезно практиковать сочинения, рассуждения: твои пожелания императору или о чем бы ты его попросил. Что ты ск­азал бы, если бы вст­ретился с царевичем Алексием и другие те­мы, чтобы детей, нас­колько это возможно, ввести в тот мир, в котором жила Царская семья. 

Тематика сочинений, которые дети пишут о Царе в воскресной школе, может быть сам­ой разнообразной: что могло присниться царевне в Ипатьевском доме, какие прекрас­ные образы навевает каждый член Царской семьи…  Это важно, потому что, когда ре­бенок начинает погру­жаться в историю сем­ьи Царственных страс­тотерпцев, он начина­ет проживать, и, что самое интересное, ес­ли мы проживаем в пр­остом человеке – это уже большая польза, а если мы проживаем святого человека, то в этом моменте мы начинаем открывать для себя нечто более важное, начинается наша Беседа с Господо­м.