Уже не первый год при Крестовоздвиженском мужском монастыре города Екатеринбурга живет и развивается детский классический театр в рамках проекта «Традиции, объединяющие детей». Спектакли создаются силами детей воскресной школы при Крестовоздвиженском монастыре и ребят из детского дома, которых окормляет наместник обители, и о которых заботятся приходские активисты. Детский театр, по мнению его создателей, является не просто способом организации досуга, но развивает данные Богом таланты и воспитывает духовно и нравственно юных артистов. Несмотря на юный для театрального искусства возраст — ребятам от 10 до 13 лет – дети, как отмечают педагоги, с большой самоотдачей работают над постановками.
Летом 2017 года состоялись две большие премьеры новой, уже третьей по счету, постановки театра — спектакля по мотивам рассказа Николая Лескова «Неразменный рубль». Работа над ним началась в конце прошлого года. С января и до конца мая проходили репетиции и подготовительные работы.
Как рассказывают создатели, путь к сценическому воплощению этого литературного произведения русской классики был непростой и довольно долгий. Работа над проектом включала создание инсценировки, занятия по актерскому мастерству, сценическому движению и сценической речи, музыкальное и световое оформление спектакля, поиск художественного решения в создании реквизита и его изготовление, подбор и пошив костюмов, организационную часть и совместное обсуждение проекта.
Первый показ постановки прошел в Доме писателей Урала, вторая премьера состоялась на сцене Свято-Симеоновской православной гимназии. Как рассказывают участники, залы были полны зрителей: клир монастыря, прихожане, дети детского дома с директором и воспитателями, учащиеся воскресной школы, их родители, младшие сестренки и братишки, бабушки и дедушки. На премьеру пригласили и иерея Андрея Щукина, руководителя отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии.
— Я никогда не думал, что эти дети из детского дома, которые, вроде, на первый взгляд, и не блистают талантами, могут настолько отдавать себя, настолько впитывать те идеи, которые заложены в произведении, настолько входить в ту роль, которую им приписывает режиссер, — делится игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. — В результате на сцене не просто театральное действие показывается, но некое служение зрителю. Особенно я это почувствовал на последней постановке, сидя в зале. Это вызвало у меня глубокое уважение к ребятам, к постановщикам и к авторам классических произведений, которые помогают увидеть всё лучшее, задать правильные вопросы и получить ответы.
Для вовлечения в совместную деятельность и воспитание детей через театральное искусство и был создан проект «Традиции, объединяющие детей».
— У нас в приходе есть инициативная актриса и режиссёр Светлана Абашева, которая искренне предана идее, что через театр можно воспитывать человеческие души, — рассказывает отец Флавиан. — Вокруг неё собрались и сотрудники Воскресной школы, и заинтересованные прихожане. Получился маленький театр со светом, звуком, реквизитом. Вообще, у некоторых православных к театру очень настороженное отношение. Это отношение не безосновательно, если речь идет о древнегреческом театре, в котором можно было видеть самые грубые сюжеты и непристойные сцены. Наш же классический русский театр в основе своей совсем не похож на тот театр, который обличали древние святые отцы. Безусловно, в театральной сфере сегодня есть и «новаторы», которые обходят стороной серьезные и добропорядочные темы, а всю душевную «грязь» стараются вытащить наружу, как можно ярче показать сцены человеческих страстей и прочее. Это как раз и похоже на древнегреческий театр.
Но классический театр, который поднимает вечные темы, посвящен, в первую очередь, теме человечности. Для православных вопрос спасения души, тема верности и служения Богу стоят выше темы гуманизма. Если мы обратимся к словам апостола Иоанна Богослова, который вопрошает: «Если мы говорим, что любим Бога, как мы не будем любить человека, который является образом Божиим?», — то поймем, что классический театр во многом дает ответы на главные вопросы человечества.
— Дары Духа Святого, их стяжание — это то, о чём размышляет православный христианин каждый день. Эти размышления перекликаются с целями и задачами, которые ставит перед собой русский классический театр. Любовь, радость, милосердие, вера, кротость. Возьмите Лескова, Чехова. Созвучие идеалов их произведений духовным ценностям христианства греет душу, — уверен отец Флавиан.
Как рассказал наместник обители, общение детей — участников театра проходит не только в рабочей обстановке репетиций и обсуждения вопросов, но и во время отдыха. И такие встречи вкупе с занятиями в театре идут на пользу детям, особенно тем, кто лишен домашнего тепла и любви.
— В последнем туристическом походе, который организовали наши прихожане для воспитанников детдома, состоялись беседы, после которых ко мне подходили взрослые из числа прихожан и говорили, что дети открылись с необычной стороны — они не хулиганы, как привыкли люди видеть через призму стереотипов, а глубоко мыслящие люди, высказывающие интересные суждения, они открыты к диалогу, не озлобленные. Уверен, во многом это заслуга занятий в нашем театре.
Ребенок, особенно в подростковом возрасте, часто примеряет разные маски, что иногда может стать болезненным надломом, а театр учит эти маски примерять конструктивно. Например, примерил на себя маску «взрослого» и кому-нибудь нагрубил – это неконструктивно. А под руководством режиссера происходит то же самое, ребенок примеряет, раскрепощается, но в то же время он получает нравственные уроки, — добавляет отец Флавиан.
Сегодня театр вместе с детьми воскресной школы на каникулах. Но впереди планируется дальнейшая работа над спектаклем. «Он – как живая материя, развивается и наполняется новыми смыслами, элементами и выразительными средствами», — уверяют создатели постановки.