В традиционном Международном XVI фестивале «Царские дни», который завершился на днях в Екатеринбурге, уже в третий раз приняла участие творческая группа солистов Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои во главе с режиссером, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом.
Произошло это согласно благословению двух митрополитов – митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, которые с добрым расположением относятся к успешным выступлениям артистов на ежегодном фестивале православной культуры «Царские дни».
На этот раз ташкентцы привезли совершенно новую программу вечера-композиции, которую назвали «Под сенью липовых аллей…». Как рассказала труппа театра, эта программа неразрывно связана с утонченностью духовного строя всех тех, кто жил и мечтал, кто искал и испытывал утраты, кто любил – и терял объект своей любви как бы под сенью вековых липовых аллей. Тесно связана эта тема и с особой высокой духовностью царской семьи, трагической дате ухода из земной жизни которой был посвящен и весь екатеринбургский фестиваль, и отдельные его вечера и встречи.
Ведущие солистки театра – сопрано Надежда Банделет и меццо-сопрано Анастасия Юдина, обладающие прекрасными голосами и эмоциональностью исполнения, в творческом союзе с концертмейстером и композитором Людмилой Слоним – представили целый венок утонченных и глубоких произведений. Причем особо всеми зрителями было отмечено то, что эти произведения были не только высокопрофессионально и обаятельно спеты, но и тонко сыграны, как своеобразные мини-спектакли, вызывающие активное сопереживание.
Основным пластом вечера стали разнообразные и непростые романсы П.И.Чайковского. С особым проникновением исполнила Надежда Банделет и два его романса на стихи Великого князя Константина Романова («К.Р.») – «Растворил я окно» и «Первое свидание». Она же с филигранной тонкостью исполнила и редко исполняемую «Детскую песенку – Мой Лизочек», и романс-песню на стихи И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…». Анастасия Юдина присоединила к этому пласту романсов Чайковского и «Лишь ты один…» на стихи А. Кирстен, и «Кабы знала я…» на стихи А.К.Толстого, экспрессивно раскрыв их драматизм. Украшением вечера стали и дуэты П.И.Чайковского – и дуэт Татьяны и Ольги из «Евгения Онегина», и дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы. А в добавление к этим академическим примерам Банделет и Юдина вдохновенно и глубоко исполнили и два концертных дуэта великого композитора. И если трагические «Слезы» на стихи Ф. Тютчева стали своеобразным реквиемом, посвященным памяти царственной семьи, то жизнеутверждающий «Рассвет» устремлял всех вперед, вселяя надежду на просветления и радости.
В композицию вечера органично вплелись и произведения других композиторов. Вдохновляющей новостью для многих стало воплощение Анастасией Юдиной двух мало известных романсов – «Я вижу образ твой» А. Алябьева и «Если должны расстаться…» Ф. Мендельсона. А Надежда Банделет с чувством и утонченностью подарила слушателям романс М.Минкова «Пейзаж» на с тихи Ф.Г.Лорки в перводе М.Цветаевой. И каждое из произведений было вплетено и в одухотворенность главной темы, и в мир души семьи Романовых.
Непринужденно соединились со всеми «островами» вечера и русские песни – задорные «Травушка-муравушка» и «Чернобровый, черноокий», мастерски исполненные Анастасией Юдиной, – а также знаменитая «Калинка» в воплощении Надежды Банделет, особо горячо встреченные слушателями.
Состоялись и две премьеры – впервые прозвучавшие в Екатеринбурге авторские романсы композитора Людмилы Слоним. Одно из них – на стихи А. Блока – «Когда в листве, сырой и ржавой…», – своим трагичностью как бы отразило трагическую участь не только царской семьи, но и всех неправедно сметенных в годы вихревых переломов эпох. А «Свеча горела…» на известные стихи Б. Пастернака снова устремляла дух к поискам любви, веры и надежды. И слушатели с особым вниманием восприняли это приношение.
Творческий ансамбль солисток с концертмейстером Людмилой Слоним был неизменно гибок и полон чувства. А знаменитый «царский» рояль зала как будто особенно эмоционально отзвучивал всё спетое и прожитое
Весь вечер, традиционно проведенный Андреем Слонимом, перемежал его краткие и выразительные преамбулы с его же собственными разнообразными стихотворениями разных лет – как духовными, так и светскими. И было очень отрадно воспринять в финале реакцию вставших с мест зрителей, которые долго не отпускали со сцены учапстников вечера. Среди этих зрителей было немало тех. кто побывал в прошлые годы на двух предыдущих фестивальных концертах узбекистанцев и ждал новых встреч.
На другой день состоялся поэтический авторский вечер Андрея Слонима, где им были прочитаны его духовные, лирические, ироничные и притчевые стихотворения самых разных лет. Как и в прошлые разы, автор прочитал и стихотворения, написанные прямо перед концертом – это «Царский рояль» (о знаменитом инструменте этого зала, которого касались руки всех членов царской семьи) – и «Отречение», снова связанные с драматичной темой. Приятным сюрпризом для всех было и то, что после этой творческой встречи в зал зашел владыка Викентий и с неизменной теплотой поздравил ташкентцев с удачными выступлениями и благословил всех собравшихся.
Гости из Ташкента были тепло приняты всей общественностью. По инициативе редакторов телеканала «Союз» с их участием было записано несколько телепередач и бесед, и специально для эфира была приизведена отдельная запись Андрея Слонима, читающего обширный ряд своих стихотворений.
Эта теплая и эмоциональная встреча ведущих деятелей узбекистанской оперы с общественностью Екатеринбурга уже в третий раз раскрыла новые возможности творческих переплетений культуры Узбекистана и России. И, к общей радости, еще более сблизила их участников с благодарными екатеринбуржцами, которые заявили, что будут снова и снова ждать артистов в предвкушении новых прекрасных встреч.
Стоит добавить, что этими концертами не закончилось знакомство узбекских артистов с Екатеринбургом. Ташкентцы побывали на концерте своих коллег из Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета заслуженной артистки России Ирины Наумовой (сопрано), лауреата международных конкурсов Виктории Винс (фортепиано) и заслуженного работника культуры России Ирины Гранковской (музыковед). В стенах духовно-просветительского центра «Царский» проходил концерт «Царская тема в русской опере».
На этом же концерте повстречались не только артисты оперы, но и два замечательных поэта: Андрей Евсеевич Слоним и уральский поэт Любовь Анатольевна Ладейщикова. Любовь Ладейщикова пришла на концерт к Ирине Наумовой, чей талант она давно почитает, и прочла со сцены стихи, написанные для певицы. Андрей Слоним высоко оценил талант известнейшей уральской поэтессы, тут же состоялось знакомство двух поэтов, обмен стихами. «Такие встречи всегда вызывают вдохновение и дают толчок творчеству, – поделился впечатлением Андрей Слоним, – так радостно осознавать, что есть на далекой уральской земле люди близкие тебе по духу!».
Использованы материала сайта: kultura.uz
Смотрите также:
«Нужно расширять стены центра «Царский»: народная артистка России Тамара Воронина о Царских днях
Романсы и рассказы о благотворительности императриц звучали в третий день фестиваля «Царские дни»
Мастер оперной режессуры Андрей Слоним и академик РАЕН Владимир Лавров выступят в центре «Царский»
Артисты Государственного Большого театра Узбекистана выступят на Царских днях с концертами
Человек, с которым вновь зазвучал рояль семьи Николая II: Владислав Чепинога о Царских днях