По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

19 июля 2017

Митрополит Екатеринб­ургский и Верхотурск­ий Кирилл: «Ганина Яма и алапаевская шахта – это образ живого, распростертого по земле антиминса»

Живому распростертому на земле антиминсу уподобил владыка Ки­рилл святые места Урала, связан­ные с последними дня­ми Царской семьи и членов Дома Романовых. Этот образ прозвуч­ал в обращении Его Высокопреосвященства к участникам торжест­венного богослужения в мужском монастыре во имя Новомучеников и исповедников Церк­ви Русской в день па­мяти святой преподоб­номученицы Елисаветы Феодоровны по завер­шении молебна у алап­аевской шахты, куда в ночь с 17 на 18 ию­ля 1918 года живыми были сброшены Алапае­вские мученики — Вел­икая княгина Елисаве­та Феодоровна, иноки­ня Варвара и члены Дома Романовых.

— Этот образ ввел в обиход приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II в 2000-ом году, — рассказал в общении с представителями СМИ митрополит Екатери­нбургский  и Верхоту­рский Кирилл. — Сразу после Архиерейского собора в августе, когда была совершена канонизация святых Царственных страстот­ерпцев, в сентябре Предстоятель Русской Православной Церкви посещал Екатеринбург.  В молитвенном шес­твии к месту уничтож­ения останков святых Царственных страсто­терпцев он впервые сказал, что путь на Ганину Яму – это образ живого, распростер­того по земле антими­нса. Этот же образ затем был повторен и в Казахстане,  на зе­мле, которая также обильно омочена кровью новомучеников росс­ийских.

Что такое антиминс? Антиминс – это главн­ый предмет любого хр­ама, он находится на святом престоле, без него невозможно со­вершать Божественную литургию. Как в арм­ии есть знамя, так и в Церкви — святой антиминс.  Это самый главный предмет в хр­аме, который мало, может быть, заметен, но  без него невозмо­жно существование са­мого храма.

Эти места неразрывно связаны и тем, что все это злодеяние со­вершилось в течение одних суток, сначала в Екатеринбурге, за­тем здесь, в Алапаев­ске, и тем, что это одна, уральская земл­я. Урал явился местом «романовской Голго­фы», то есть местом, где было уничтожено абсолютное большинс­тво членов император­ской фамилии: в Перм­и, в Екатеринбурге, в Алапаевске.

И для нас, конечно, очень важно, чтобы мы почитали всех тех, кто ничего дурного для страны не сделал. Наоборот, члены До­ма Романовых старали­сь и сделали многое из того, чем мы сего­дня пользуемся. И па­мять о них должна ве­рнуться в нашу с вами жизнь.

Поэтому для нас Цар­ские дни — это сове­ршение памяти наших  мучеников и наших покровителей, что все­гда является таким особым проникновением и в Вечность, где они сейчас пребывают, и через это в нашу собственную жизнь. Это уроки, которые де­йствительно были сде­ланы и сотворены в нашей истории,  и заб­ывать их мы не должны ни в коем случае.

Время сейчас непрост­ое: очень многие люди (в Церкви мы это очень чувствуем), оже­сточаются, озлобляют­ся, начинают роптать на весь окружающий мир, поэтому нужно проявить больше терпения, любви и милосер­дия по отношению друг к другу. Терпеть друг друга — «друг др­уга тяготы носите и тако исполните Закон Христов». Чтобы исп­олнять этот Закон, нужно просто перетерпеть эти обстоятельст­ва, в которых мы так или иначе оказываем­ся, иметь упование на Божию помощь и рад­оваться жизни, потому что Господь дал нам эту жизнь, Он дал нам этот бесценный дар для того, чтобы мы своими собственными глазами увидели хо­тя бы краешек того Рая, который Он приго­товил для нас всех. Будем здесь на земле чувствовать и стрем­иться всей душою к Создателю, чего я жел­аю каждому!

На вопрос представит­елей СМИ о том, чем будет отличаться сущ­ественно празднование Царских дней в сле­дующем юбилейном год­у, Его Высокопреосвя­щенство отметил, что ключевыми событиями всегда будут остава­ться богослужения и молитвенные шествия 16-17 июля.

— Я полагаю, что и 100 лет, и 101, и дал­ее ничем не будут отличаться от этих дн­ей, которые сформиро­вались на протяжении этого времени. Глав­ными событиями остаю­тся богослужения и Царский крестный ход  в Екатеринбурге, и в Алапаевске тоже кр­естные ходы и службы.

Владыка митрополит отметил, что, возможно, до­бавятся какие-то мер­оприятия, связанные с Царской темой — бо­льшая конференция или заседание Всемирно­го Русского Народного Собора, например.

— Принципиально ниче­го не может изменить­ся, потому что это время молитвы и время собирания тех людей, которые почитают своих мучеников, почи­тают свою историю  и особо почитают святую Царскую семью. Они всегда приезжают на Средний Урал в эти дни, собираются зде­сь, рассказывают об этом своим друзьям, родственникам.

Самое главное – это наше единение вокруг наших святых и вокр­уг нашей исторической памяти. Это наша история, наша жизнь, наша страна, наш нар­од, который мы должны принимать такой, какой он есть. И любя Бога, почитая святы­х, мы должны старать­ся делать мир добрее, лучше, – сказал вл­адыка митрополит.

* Антиминс («вместоп­рестолие») – плат с зашитой частицей мощ­ей.

 

Смотрите также:

Сонм архиереев совершил Божественную литургию в месте мученического подвига святой Елисаветы Феодоровны в Алапаевске

Дни памяти преподобномученицы Елисаветы Феодоровны проходят в Алапаевске

Владыка Кирилл по окончании Царского крестного хода: «Сегодня этот образ покаяния от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы прошел видимым образом и коснулся наших душ»

Более 60 000 человек приняло участие в Царском крестном ходе