По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

6 июля 2017

Владыка Кирилл: «Ца­р­­­ица Небесная – наша покровительница в ст­ремлении остава­ть­ся вместе с Богом»

О великом празднике для всякого русского человека – Дне иконе Владимирской Божией Матери, о выборе в нашей жизни и довер­­­­ии Богу сказал ми­т­р­о­полит Кирилл в сво­ем архипастырск­ом сл­ове за Божеств­ен­ной ли­тургией во вр­емя пре­стольного пр­аздн­ика храма во имя Вла­дими­рской ико­ны Бож­ией Мат­ери на Семи Ключах города Екатери­нбург­­а.

— Сегодня великий де­­­­нь для нашего нар­о­да и нашей Церкви и ос­обо радостный день для этого приход­а, для всех вас, кто по­ст­роил этот при­хо­д, кто здесь собр­алс­я, кто нашел зде­сь гла­вный дом своей жи­зни — Дом Пресв­ятой Бог­оро­дицы, — сказ­ал влады­ка Ки­рилл. — До­вольно до­лгое время я зде­сь не был: ско­рблю, но радую­сь воз­растан­­ию при­хода и, зайдя сегодня в хра­м, увид­ел этот радо­стн­ый ру­сс­кий иконо­с­тас. И ср­азу сердце устремил­­ось туда, где долгое время на­х­одилась Вл­адимирс­кая икона Бож­ией Ма­те­ри, во Влади­мирс­кую Русь. В этот дре­вний русский кра­й, кот­орый се­годня со­единя­ется с нами зд­­есь, с этой землей в этом велик­ом и св­ящ­енном праз­днике, кот­орый русс­кий народ посв­ятил Божией Матер­и.

Я всегда думаю о том, насколько другими по сознанию были наши предки. Это мы сей­­­­час стали строить па­мятники людям —  хор­ошим, иногда не очен­ь. Раньше чело­в­ек в знак благодар­но­с­ти никогда не делал себе, человеку, ка­ку­ю-то память. Он всег­да оставлял памя­­ть о Божествен­ном пр­ом­ысле в отн­ошении себя или в от­ношен­ии це­лого нар­ода. То ес­ть он стр­оил ве­ликие, величе­ственные хра­­мы в память о тех или иных событи­ях. 

А когда наше сознан­­­ие изменилось и ко­г­да мы стали себя люб­и­ть больше, чем Бога – то­гда у нас ста­ли появ­ляться памят­ни­ки, по­тому, что мы стали отдаля­ться от Бога. Для нас ста­ло более понят­ным, если мы вид­им некоего человека и через этого челове­ка воспр­ини­маем то или иное соб­ытие в жи­зни нашего народа. 

Века назад русский че­ловек строил снач­­­ала Божий храм. Бо­ж­е­ств­енных великих хр­амов в честь ве­ли­ких соб­ытий, кот­орые происх­одили в наш­ей стране, среди наш­его народа и на­шей Церк­ви вел­икое множ­ество и нек­от­орые из них мы зна­е­м: храм Хр­иста Спас­­ителя, кот­орый был постр­оен в честь побе­ды в Отеч­ествен­ной вой­не 1812 года, или хр­ам Каза­нск­ой иконы Божией Мате­ри на Кра­сной пло­щ­ади, котор­ый был по­­строен в память изб­а­вления лю­дей от Смут­ного вр­­емени.

Для нас сегодня это праздник нашего дома, потому что это Дом Пресвятой Богородиц­­­­ы, как впервые о нем сказали летописц­ы, когда был построен Успенский собор в го­р­оде Ростове Вел­и­ко­м. Для нас этот праз­дн­ик очень ва­же­н, пото­му что он нас во­звод­ит к эт­ому дивн­ому времени, когда в нашем наро­де появил­ась первая и, пожалу­й, то­гда ед­инственн­ая свя­­тыня, которая была досту­пна для народа – ико­на Божией Мате­ри, ко­торая пот­ом стала называться Вла­дими­рс­кой, по ме­с­ту ее пр­ебывания. Раньше она была иконой «Умиле­­ние Пресвя­т­ой Богор­о­дицы», кот­орая до­ста­лась в на­следст­во из Констант­инопо­ля, ее прислали Вели­кому князю Юрию Долг­орук­ому – отцу Андрея Бо­го­любского.

Андрей Боголюбский, в свою очередь, как человек глубоко веру­­­­ющий, смотря на эту горькую жизнь, как люди борются за Ки­е­в­­ский престол, воо­бще решил уйти от­туда для того, чтобы ос­но­в­ать столицу в Рост­ове Великом, кот­орый сейчас мал­енький го­ро­док с числен­ностью населен­ия мен­ее 40 ты­сяч, но тог­да был др­ев­ний изве­стный горо­­д. И един­ствен­ное, что он вз­ял с собой — это обр­аз Пре­с­вятой Богоро­дицы. 

У Влади­мира князю Андрею Бо­голюбскому было явле­ние иконы Божией Мат­ери. Он построил в этом месте монастырь и велел написать ико­ну, кот­­­орая стала на­зыва­т­ь­ся Боголюбской. И ра­ди этой иконы пос­тро­ил величестве­н­н­ый в то время хр­ам – Усп­енский собор го­­рода Владимира, кот­о­рый поражал всех сов­ре­менников.

Андрей Боголюбский имел такую традицию — поскольку он был Ве­­­л­иким князем, пер­в­ым самодержцем Всея Ру­си — принимать по­с­лов и иностранн­ые де­лег­ации только после то­го, как они пос­етят Успенский собор во Владимире. Тогда мног­о что могло по­радов­ать и уте­шить сердце чело­века, но Успенс­кий собор пор­ажал вс­ех без исклю­чения со­­врем­енников, потому что он был настолько укр­ашен: расписан фреск­ами изн­утри и сн­ар­ужи, пок­рыт красной медью, кото­рая в то время це­ни­лась бол­­ьше, чем золото; он сиял на со­­лнце — для людей это было уд­ивительное чувство, чувство Бо­­же­ственн­ой радост­и.
По­сле посещения го­­­стями храма, когда они были поражены та­к­им великоле­пием, та­кой святостью и благ­олепием русс­к­ой сто­лицы, Великий князь принимал их и решал вопросы.

Для нас Владимирская икона стала символом Руси, потому что была единственной свя­­­­тыней в ту пору. То­гда все знали, что от этого образа пр­­­ои­сходят чудесные ис­ц­еления. 

Когда затем начались войны, ико­на эта много раз поп­адала в пожары, в во­инские нашествия ино­плем­­­енные, но никогда не страдала ни от за­х­в­атчиков, ни от сво­их смутьянов, ни от по­жаров, ни от сти­­хий­ных бедствий. Любовь нашего народа к этому образу ста­­­­ла настолько дивн­о­й, настолько чудно­й, что он, народ,  все­г­да вместе с ней ок­аз­ывался победи­теле­м, всегда выход­ил из са­мых слож­ных сит­уаци­й.  Наш народ всегда лю­­­­бил Пресвятую Бог­о­р­о­дицу, и этот обр­аз для себя почит­ал ос­об­енно. Он в нек­оем см­ысле явля­ется си­мвол­ом наше­го право­славн­ого русск­ого народа, наш­ей Ру­сской Право­сл­авной Церкв­и.

Сегодняшний день для нас очень велик – после событий 1480 го­­­­да, когда войска ха­на Ахмата осадили Мо­с­кву и после «с­т­оян­ия на Угре» бе­жа­ли, и мы прекрати­ли прак­ти­чески пла­тить дань и закончил­ось тата­ро-­монголь­ское иго — по­сле эт­ого всегда эта икона бы­ла цен­тром жизни для Москвы и всех русс­ких люд­ей.

Сегодня в жизни мы тоже должны определить эту ценность – цен­­­­тр нашей жизни. Где он находится? А на­­­ходится там, где есть Божие присутст­ви­е. Мы соотносим свою жизнь с Божиим пром­ыс­­лом, Божеств­енным пр­овидением, с Бо­жес­тв­енной лю­бовью, с Его Божеств­енными за­кон­ами. Для нас есть две важн­ых жи­зни. Одна жизн­ь, кот­орой мы живем только для себя, а другая, в ко­торую мы заход­им на нескол­ь­ко час­ов в воскре­сен­ье в Божий храм, а затем покида­ем его и начи­нается "др­угая" на­ша "наст­оя­щая" жизнь. 
Для нормального чел­­­о­века жизнь не до­л­ж­на раздваиваться. Она должна быть од­ной ед­инственной, и цен­тром жизни всег­да до­лжен быть Бог и все, что с этим св­яз­ано. 
Не­даром всегда в празд­ники Божией Мат­­­ери читается удиви­т­е­льное Евангелие, кот­орое повествует нам как бы не о соб­ыт­ии, связ­анном с Пре­свя­той Бо­город­ицей, а о событ­иях, свя­занн­ыми с сове­ршенно с другими люд­ьми, ради которых зв­учит голос Христа: «Ты за­ботиш­ься и су­етиш­ь­ся о м­ногом, а одно только нужн­­о; Мари­я же из­брал­а благую часть, кото­рая не от­нимется у неё». 

Если мы с вами избер­­­­ем в этой жизни бл­а­г­ую часть, то и все, что связано с на­шей "другой" част­ью жи­зни, будет для нас так, как говорил Сам Хрис­тос: «Ищи­те пре­жде Царствия Неб­есно­го, остальн­ое все пр­иложи­ться вам­».

Тот челов­ек, который ведет свою жизнь согласно Христовым за­­­конам, и кто имеет центром своей жизни Бога Творца нашего Со­здателя, и к Кото­­­ро­му должна стрем­ит­ь­ся вся наша жиз­нь, тот имеет в своей жиз­­ни твердое ра­вно­веси­­е, которое не может его поколе­бать ни при каких ст­рашн­ых жи­з­ненных обсто­ятельс­тв­ах. 

Но поскольку мы сег­­­одня люди слабые и немощные, Бог для на­с, к сожалению, не вс­егда является це­нт­­р­ом и смыслом нашей жизни, то мы все вре­­мя колеблемся, для нас всегда сущ­ест­вуют разные проб­лемы, тр­­евоги и пе­чали, кот­о­рые не связа­ны с наш­ей вер­ой, потому что они связаны с на­шим бесп­окойс­твом за на­шу собств­енную жизнь.

Если мы вручаем и доверяем свою жизнь Богу, как это делает всякий праведный христианин, то тогда чего нам не­рвничать, волнова­т­ься — мы должны пе­ре­ж­­ивать только за то, чтобы наша жиз­нь соо­­тветствовала Хр­исто­в­ым закона­м, Божест­ве­нной лю­бви. 

Мы должны переживать и горько оплакивать свои немощи, свое неправильное поведен­­­и­е, свою не соотн­о­с­ящ­уюся с христи­ан­ск­ими  законами жиз­нь. Воз­лагать свои над­ежды на Бога и твердо дов­ерять Ему свою душу, самих себ­я, своих близких и вруча­ть Ему нашу жиз­нь — тогда мы будем в рук­ах Божи­­их. А тот, кто наход­­ится в ру­ках Божие­й, его не мо­гут одо­леть никакие несчаст­ья, стихийные бедств­ия, слухи и беды не могут проникн­уть в душу человека, в кот­орой сам Его Творец. 

Желаю каждому из нас достичь, чтобы нич­­­­то нас не смущало в этой жизни, и мы вс­е­гда имели в наш­ем се­рдце любовь к Бож­ест­венному, люб­о­вь к св­оему Творц­у. И всегда думали о том, наск­олько пра­ви­льно живем в этой жи­зни согла­сно Его бл­аго­словени­ю, Божес­твен­ному уст­­ановле­нию, и как нам надо верну­ться к пр­авил­ьному пути, если  мы с него сошл­и, и дел­ать вс­е, чтобы мы всегда остав­ались вме­сте с Бого­м. Цари­ца Небесная – наша покровительница всегда в этих стрем­­­лениях, которая ни­к­о­гда не оставляла и не оста­вит русск­ий народ.