О великом празднике для всякого русского человека – Дне иконе Владимирской Божией Матери, о выборе в нашей жизни и доверии Богу сказал митрополит Кирилл в своем архипастырском слове за Божественной литургией во время престольного праздника храма во имя Владимирской иконы Божией Матери на Семи Ключах города Екатеринбурга.
— Сегодня великий день для нашего народа и нашей Церкви и особо радостный день для этого прихода, для всех вас, кто построил этот приход, кто здесь собрался, кто нашел здесь главный дом своей жизни — Дом Пресвятой Богородицы, — сказал владыка Кирилл. — Довольно долгое время я здесь не был: скорблю, но радуюсь возрастанию прихода и, зайдя сегодня в храм, увидел этот радостный русский иконостас. И сразу сердце устремилось туда, где долгое время находилась Владимирская икона Божией Матери, во Владимирскую Русь. В этот древний русский край, который сегодня соединяется с нами здесь, с этой землей в этом великом и священном празднике, который русский народ посвятил Божией Матери.
Я всегда думаю о том, насколько другими по сознанию были наши предки. Это мы сейчас стали строить памятники людям — хорошим, иногда не очень. Раньше человек в знак благодарности никогда не делал себе, человеку, какую-то память. Он всегда оставлял память о Божественном промысле в отношении себя или в отношении целого народа. То есть он строил великие, величественные храмы в память о тех или иных событиях.
А когда наше сознание изменилось и когда мы стали себя любить больше, чем Бога – тогда у нас стали появляться памятники, потому, что мы стали отдаляться от Бога. Для нас стало более понятным, если мы видим некоего человека и через этого человека воспринимаем то или иное событие в жизни нашего народа.
Века назад русский человек строил сначала Божий храм. Божественных великих храмов в честь великих событий, которые происходили в нашей стране, среди нашего народа и нашей Церкви великое множество и некоторые из них мы знаем: храм Христа Спасителя, который был построен в честь победы в Отечественной войне 1812 года, или храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, который был построен в память избавления людей от Смутного времени.
Для нас сегодня это праздник нашего дома, потому что это Дом Пресвятой Богородицы, как впервые о нем сказали летописцы, когда был построен Успенский собор в городе Ростове Великом. Для нас этот праздник очень важен, потому что он нас возводит к этому дивному времени, когда в нашем народе появилась первая и, пожалуй, тогда единственная святыня, которая была доступна для народа – икона Божией Матери, которая потом стала называться Владимирской, по месту ее пребывания. Раньше она была иконой «Умиление Пресвятой Богородицы», которая досталась в наследство из Константинополя, ее прислали Великому князю Юрию Долгорукому – отцу Андрея Боголюбского.
Андрей Боголюбский, в свою очередь, как человек глубоко верующий, смотря на эту горькую жизнь, как люди борются за Киевский престол, вообще решил уйти оттуда для того, чтобы основать столицу в Ростове Великом, который сейчас маленький городок с численностью населения менее 40 тысяч, но тогда был древний известный город. И единственное, что он взял с собой — это образ Пресвятой Богородицы.
У Владимира князю Андрею Боголюбскому было явление иконы Божией Матери. Он построил в этом месте монастырь и велел написать икону, которая стала называться Боголюбской. И ради этой иконы построил величественный в то время храм – Успенский собор города Владимира, который поражал всех современников.
Андрей Боголюбский имел такую традицию — поскольку он был Великим князем, первым самодержцем Всея Руси — принимать послов и иностранные делегации только после того, как они посетят Успенский собор во Владимире. Тогда много что могло порадовать и утешить сердце человека, но Успенский собор поражал всех без исключения современников, потому что он был настолько украшен: расписан фресками изнутри и снаружи, покрыт красной медью, которая в то время ценилась больше, чем золото; он сиял на солнце — для людей это было удивительное чувство, чувство Божественной радости.
После посещения гостями храма, когда они были поражены таким великолепием, такой святостью и благолепием русской столицы, Великий князь принимал их и решал вопросы.
Для нас Владимирская икона стала символом Руси, потому что была единственной святыней в ту пору. Тогда все знали, что от этого образа происходят чудесные исцеления.
Когда затем начались войны, икона эта много раз попадала в пожары, в воинские нашествия иноплеменные, но никогда не страдала ни от захватчиков, ни от своих смутьянов, ни от пожаров, ни от стихийных бедствий. Любовь нашего народа к этому образу стала настолько дивной, настолько чудной, что он, народ, всегда вместе с ней оказывался победителем, всегда выходил из самых сложных ситуаций. Наш народ всегда любил Пресвятую Богородицу, и этот образ для себя почитал особенно. Он в некоем смысле является символом нашего православного русского народа, нашей Русской Православной Церкви.
Сегодняшний день для нас очень велик – после событий 1480 года, когда войска хана Ахмата осадили Москву и после «стояния на Угре» бежали, и мы прекратили практически платить дань и закончилось татаро-монгольское иго — после этого всегда эта икона была центром жизни для Москвы и всех русских людей.
Сегодня в жизни мы тоже должны определить эту ценность – центр нашей жизни. Где он находится? А находится там, где есть Божие присутствие. Мы соотносим свою жизнь с Божиим промыслом, Божественным провидением, с Божественной любовью, с Его Божественными законами. Для нас есть две важных жизни. Одна жизнь, которой мы живем только для себя, а другая, в которую мы заходим на несколько часов в воскресенье в Божий храм, а затем покидаем его и начинается "другая" наша "настоящая" жизнь.
Для нормального человека жизнь не должна раздваиваться. Она должна быть одной единственной, и центром жизни всегда должен быть Бог и все, что с этим связано.
Недаром всегда в праздники Божией Матери читается удивительное Евангелие, которое повествует нам как бы не о событии, связанном с Пресвятой Богородицей, а о событиях, связанными с совершенно с другими людьми, ради которых звучит голос Христа: «Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
Если мы с вами изберем в этой жизни благую часть, то и все, что связано с нашей "другой" частью жизни, будет для нас так, как говорил Сам Христос: «Ищите прежде Царствия Небесного, остальное все приложиться вам».
Тот человек, который ведет свою жизнь согласно Христовым законам, и кто имеет центром своей жизни Бога Творца нашего Создателя, и к Которому должна стремиться вся наша жизнь, тот имеет в своей жизни твердое равновесие, которое не может его поколебать ни при каких страшных жизненных обстоятельствах.
Но поскольку мы сегодня люди слабые и немощные, Бог для нас, к сожалению, не всегда является центром и смыслом нашей жизни, то мы все время колеблемся, для нас всегда существуют разные проблемы, тревоги и печали, которые не связаны с нашей верой, потому что они связаны с нашим беспокойством за нашу собственную жизнь.
Если мы вручаем и доверяем свою жизнь Богу, как это делает всякий праведный христианин, то тогда чего нам нервничать, волноваться — мы должны переживать только за то, чтобы наша жизнь соответствовала Христовым законам, Божественной любви.
Мы должны переживать и горько оплакивать свои немощи, свое неправильное поведение, свою не соотносящуюся с христианскими законами жизнь. Возлагать свои надежды на Бога и твердо доверять Ему свою душу, самих себя, своих близких и вручать Ему нашу жизнь — тогда мы будем в руках Божиих. А тот, кто находится в руках Божией, его не могут одолеть никакие несчастья, стихийные бедствия, слухи и беды не могут проникнуть в душу человека, в которой сам Его Творец.
Желаю каждому из нас достичь, чтобы ничто нас не смущало в этой жизни, и мы всегда имели в нашем сердце любовь к Божественному, любовь к своему Творцу. И всегда думали о том, насколько правильно живем в этой жизни согласно Его благословению, Божественному установлению, и как нам надо вернуться к правильному пути, если мы с него сошли, и делать все, чтобы мы всегда оставались вместе с Богом. Царица Небесная – наша покровительница всегда в этих стремлениях, которая никогда не оставляла и не оставит русский народ.