Недавняя педагогическая конференция по безопасному детству, инициированная Екатеринбургской епархией и организованная региональным министерством образования, собрала в Екатеринбурге более двухсот представителей сферы образования, аппарата уполномоченного по защите прав ребенка, контрольно-надзорных ведомств и силовых структур, обеспечивающих безопасность детей. Поиск ответов на извечное «Кто виноват?» и «Что делать?» превратился в животрепещущий и доверительный разговор и безусловно, стал одним из главных педагогических событий этой весны.
Стать носителями нравственных ценностей призвал родителей и учителей один из инициаторов конференции епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии. Накануне Дня защиты детей наш корреспондент обсудил с владыкой ключевые вопросы безопасности детей.
— Владыко, на педагогической конференции рассмотрен широкий спектр вопросов, касающихся безопасности детей, но все они сводятся к одному: как оградить детей от различного тлетворного влияния, от всего того, что разрушает детскую личность и ведет детей к самым страшным последствиям — разрушению души, физической смерти.
Как бы вы определили ключевые вызовы, которые сегодня стоят перед детьми и перед их родителями?
— Начнем с того, что дети, которых мы собираемся защищать – это не просто милые «цветочки», которые нужно сокрыть от пыли, от грязи, от вредителей. Вообще-то, дети – это граждане, которые через короткое время будут строить, защищать страну, будут зарабатывать деньги на пенсию для нас, будущих пенсионеров. Если, конечно, нам удастся создать условия, чтобы дети выросли социально ответственными, нравственными людьми. Если мы поможем им создать свою семью, здоровую, добрую, счастливую, то мы, наверное, свою миссию сегодня выполним не зря.
Если же мы ограничимся каждый выполнением своей «функции», в рамках которой будем выдавать ребенку объем знаний по какому-то предмету и больше не будем видеть и слышать ничего, то, к сожалению, мы станем свидетелями того, как знатоки физики, химии, иностранных языков и литературы, не захотят заниматься строительством, созиданием, защитой своей страны, поддержкой нас, ее граждан, когда мы будем в этом очень нуждаться.
Поэтому вопрос детской безопасности это вопрос нашей собственной безопасности. Это первое.
Второе. Конечно, я не могу назвать случайностью то, что внешний мир столько вызовов бросает по отношению к детям сегодня. Вызовов очень много, и они не случайны. Если вызовы прошлых десятилетий, что это за вызовы были? Мойте руки перед едой, потому что можете заразиться какой-то инфекцией. Не кушайте незрелые фрукты. Не ходите в лес одни, не ходите по льду, когда начинает вскрываться река. Научитесь правильно переходить дорогу. И в принципе все эти вызовы уже отработаны, хотя у нас и сегодня достаточно много происходит проблем на дороге, и на реках, и в лесу дети теряются.
Но появились новые опасности: не садитесь в машину к незнакомым людям, не берите незнакомые вам предлагаемые продукты, таблетки, вещества. Список того, что сегодня не нужно делать, значительно удлинился: не ходите на опасные сайты, не играйте в неполезные игры, не слушайте определенную музыку…
Мир становится все более и более агрессивным. Назревает вопрос: либо нам придется окружить детей частоколом запретов, пытаясь их оградить от этих вызовов, либо создать среду, чтобы ребенок мог сам здраво оценивать ситуацию, реагировать на вызов, с которыми он встречается и принимать правильное, верное решение.
Конечно, умение анализировать ситуацию и принимать верное решение – это в большей мере свойство взрослого человека, но я считаю, что сегодня учить детей принимать верное решение, мотивировать их на правильный, здоровый образ жизни – это задача, которая может помочь (и порой более эффективно) справиться с этими внешними вызовами, чем запреты, запреты, запреты, штрафы родителям, организациям, частным лицам, которые эти вызовы бросают.
— Как это сделать? Кстати, прошедшая конференция во многом посвящена поиску ответов на этот вопрос.
— Как это сделать? Какие решения могут быть? Прекрасный пример преподал писатель Аркадий Гайдар, показав в своих книгах, что детей можно мотивировать на зло и на добро. И в состоянии войны, и в состоянии мирной жизни это открыто и доступно.
— Вопрос в том, война или мир сегодня…
— Какое состояние у нас сейчас: больше войны или мира – мы точно не скажем. Сейчас начались новые гибридные войны. Поэтому важно быть бдительными.
— «Тимур и его команда»: вот положительный герой, который объединяет ребят в добрых делах, и отрицательный — хулиган Квакин. Разделение мира на добро и зло. Все было элементарно и просто. И было государство, которое создавало определенную среду…
— Был пример родителя. Был яркий пример папы, которого видел ребенок и которому хотел подражать. Были пример учителя, вожатого – такие примеры бывают сильнее и действеннее, чем инструкции, запреты, законы «разрешать – не разрешать».
— В стране было все в порядке с героикой на тот момент. Может быть, и вынуждено, но это работало на укрепление общества.
— Учитель должен быть ближайшим героем. Родитель, учитель должен стать героем для своего ребенка, для своего ученика. Трудно, но как? Без героев войны не выигрываются.
— Но многим сегодняшним родителям, чье детство и взросление пришлось на 90-е, на период крушения страны идеалов советского периода, некой разрухи, всеобщего самоуничижения и осознания того, что твоя страна вдруг стала аутсайдером... Таким родители сложно стать примером для своих детей и что делать в этой ситуации, когда воспитывая ребенка, понимаешь, что прежде всего, должен позаботиться о воспитании его родителей.
— Воспитывать всегда надо с самого себя кем бы ты ни был – родителем, учителем или ребенком. Мне вспоминается замечательный пример, который услышал от одного екатеринбургского журналиста о том, что до середины XX века в США был очень невысокий уровень преступности и практически поголовное преподавание Закона Божиего во всех муниципальных школах, не основ православной культуры, а Закона Божиего. В середине 50-х годов было принято решение о прекращении преподавания этого предмета в школах. На следующий год преступность в стране выросла на 50%. В следующий год еще на 50%, потом еще на 50%. Рост преступности принял лавинообразную форму тогда, когда традиционные нравственные ценности, которые заложены, которые мы черпаем из Закона Божиего, были изъяты таким образом из жизни людей. При отсутствии ценностей все можно: можно употреблять наркотики, можно воровать, можно производить насилие – нет внутреннего «ограничителя», потому что не стало нравственного стержня. И общество начало разлагаться.
У нас в стране этот эксперимент был сделан на 50 лет раньше, чем в Америке. И мы в этом разложении намного ушли вперед. Попытки вернуться в позднее советское время к нравственным ценностям коммунизма (помните нравственный кодекс строителей коммунизма) сделали свое дело. У нас выросло поколение людей, которые имели и по сей день имеют определенный задел нравственных ценностей.
Сегодня же в воспитании молодого поколения такого задела нет. Если мы не вернем эти принципы, эти основы, этот фундамент в общество, лично в себя, чтобы быть примером и носителем нравственных ценностей, в свою семью и в общество тех детей, с которыми мы общаемся в школе, задача будет не решаема. Будут приходить новые и новые зависимости - химические и нехимические, виртуальные и иные, будут теряться авторитеты до тех пор, пока личность нравственного учителя и родителя не предстанет перед глазами члена семьи, либо учащегося школы.
— Какими должны быть методы достижения поставленной цели, чтобы это стало не идеалистической картинкой, которую мы себе представляем, но нашей реальностью?
— Самый лучший способ научиться чему-то, это найти носителя знаний и опыта. Хотим стать хорошими спортсменами – ищем носителя спортивной науки – тренера. Хотим научиться языку – находим носителя языка. Хотим научиться нравственной жизни, а потом учить окружающих — давайте искать. У нас, слава Богу, таких людей достаточно.
И не будем ограничивать сферу поиска только церковными стенами. У нас есть много прекрасных носителей нравственных ценностей в искусстве, в науке, в спорте, среди военных, среди врачей. Этих людей можно, как драгоценные камни, искать и выводить их на первый план. Учиться у них самим и давать возможность им учить наших детей.
Основы нравственности. Это не только батюшка должен прийти к детям, это я должен прийти к своим детям дома в семье и жить пред их лицом нравственно. Не играть в игрушки на компьютере, не уткнуться в телевизор и целый день с бутылкой пива просидеть перед экраном, а провести и «зажечь» своего сына и свою дочь, как бы это не казалось трудным, «зажечь» личным примером общения, дружбы, преданности, уважения родителей между собой, родителей к своим старикам – дедушкам и бабушкам и этому же научить детей.
В школе дать возможность детям общаться с лучшими представителями города, поселка, страны. Такие уроки смогут заложить в сознание ребенка, как нужно жить, кто является настоящим героем, а по прошествии определенного времени, когда придет вызов – предложение химической или нехимической зависимости у такого ребенка будет реальная альтернатива, которой он сможет предпочесть эти вызовы.
— Дискуссия о том, кто более важен в воспитании ребенка – семья или школа – тянется с 90-х. Если взять систему воспитания за нечто целое, то, как бы вы определили в процентном отншении вклад семьи и школы?
— Как священник, я считаю, что Господь Бог не создавал образовательных учреждений: школ, техникумов, гимназий, институтов и т.д. Реальным местом, в котором рождаются дети, Господь определил семью и все «механизмы», достаточные для того, чтобы семья могла воспитывать своих детей, Он заложил.
Только впоследствии часть этих полномочий семья делегировала школе. В советское время государственная машина пыталась забрать у семьи эти прерогативы. Вспомните, когда организовыва иськолонии, детские дома, когда ребенок из дома малютки попадал в детский дома, из детского дома – в кадетское училище, из кадетского училища выходил в общество… Хорошо, если люди, которые работали в этих учреждениях, как легендарный Макаренко, были действительно лидерами, способными вырастить настоящих людей. К сожалению, Макаренко не стал массовым явлением…
Сегодня, развивая школу, развивая систему образования, необходимо помнить, что все равно фундамент воспитания закладывается в семье. Нельзя забирать у семьи эту прерогативу и нельзя лишать семью такого права и такого навыка. Навык семейного воспитания необходимо формировать в течение всей жизни.
— Какова же роль системы образования в системе воспитания духовно-нравственных ценностей в ребенке?
— Люди, которые придут в школы, должны стать не клерками, которые боятся своих детей, как сейчас порою получается. Такой клерк не способен чему-то достойному научить, передать знания и опыт. Дети видят учителя, который их боится, и не хотят подражать ему. А с экрана гаджета на него смотрит крутой развязный независимый красноречивый человек, который учит их, преподносит свои уроки. Кто кого победит? Видеоблогер или учитель?
Тема суицида, вышедшая сегодня на топовые позиции вызовов детству, не случайна. Дети, которых пытаются «кормить» суррогатным общением в интернете, не насыщаются. Как трудно наесться чипсами и жвачкой, так же трудно утолить голод детской души видеоконтентом или чатом. Голодные детские души
не хотят жить. Но это же неправильно. Мы хотим, чтобы у детей было желание жить, желание продолжать свой род, желание воспитывать своих детей. Реперы, блогеры, хакеры сами по себе смогут быть прекрасными людьми, но, играя ту роль, которую они играют на экране смартфона, они, как правило, не воспитывают, не учат чему-то хорошему наше поколение.
Кто это может сделать? Кто может научить подрастающее поколение жить правильно, стать настоящим героем? Где нам для этого черпать вдохновение? Где нам брать те образцы, которым мы должны сами подражать и открывать их детям?
Как священник повторюсь, что Священное Писание, история Российского государства хранит целый пласт – копи царя Соломона – наполненный героикой, которой мы можем подражать. Главный герой для русского человека – Господь Иисус Христос. Познакомиться с Ним должен каждый учитель, каждый воспитатель. Познакомиться, подружиться, полюбить.
Затем можно знакомиться с «героями второго плана», которые подражали Иисусу Христу и совершили свои подвиги. Дальше, изучая историю, мы познакомимся с героями-воинами, с героями-врачами, героями-учителями. И не будем лениться знакомить наших детей уже с нашими героями – с людьми, которых мы полюбили, которым мы подражаем в своей жизни.
Видя реальный живой пример, горящие глаза…, у ребенка будет альтернатива. И когда ему опостылеет видеоблогер или видеоигра, когда он отбросит в сторону смартфон от рези в глазах и скажет: «У меня ничего больше в жизни нет, пустота, от этого я устал!», он вспомнит ваши глаза и придет к вам, а не полезет в петлю, или не пойдет на верхний этаж своего дома, чтобы шагнуть оттуда в бездну.
Мы, родители и учителя, должны быть героями для своих детей.
У нас прекрасные ракеты и самолеты, у нас замечательные люди. Нам есть чем гордиться, но наши дети болеют смертельными болезнями, которые страшнее, чем холера, мучительнее, чем рак и заразнее, чем самые заразные испанские и птичьи гриппы.
Эта болезнь не лечится прививкой, таблеткой или солнечной, водной процедурой. Распространение этой болезни и меры для ее лечения мы можем вместе с вами искать, опробовать. Способы борьбы с этой бедой мы с вами должны вместе обсудить и, объединившись, эти «лекарства» принести в нашу собственную жизнь и в жизнь наших детей. Желаю родителям и учителям и со всей серьезностью, родительской и учительской ревностью отнестись к этому гражданскому подвигу, который мы сегодня должны совершить.