По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

24 мая 2017

Митрополит Кирилл: «Политика и идеология меняются, но Кирилл и Мефодий остаются значимыми для всех»

О значении святых Кирилла и Мефодия для славянских народов, о современных школьниках и о роли курса основ православной культуры в общеобразовательных заведениях рассказал в общении с представителями СМИ 24 мая, в День славянской письменности и культуры, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

— Сегодня день Кирилла и Мефодия, который празднует весь славянский мир. Это некая скрепа, которая соединяет очень многие народы, которые живут и жили в разных государствах. Для них всегда были важны два абсолютных понятия: это православная вера и славянский язык. Благодаря этому славянские народы выжили и продержались на протяжении большого исторического периода. Поэтому важно, кто дал славянским народам основу их национального бытия. А дали ее Кирилл и Мефодий. Они были первыми учителями, составили азбуку, дали возможность учиться, жить, нести свою культуру на родном языке. Для нас они первооткрыватели, первоучителя, первопроходцы. Память их сегодня особенно празднуется славянскими народами: и болгарами, и сербами, и народами, которые живут на Балканах – все они входят в одну семью братских славянских народов. Многие вещи меняются – политическая окраска, идеология, но Кирилл и Мефодий остаются значимыми для всех потомков, носителей славянского имени, они остаются прародителями славянской нации. 
 

– Сейчас в школах идут последние учебные дни. Каким должен быть современный школьник? 
 — Он должен быть радостным. Сейчас очень много способов развеселить человека. Если включить сегодня телевизор, то найдется немало программ, которые могут вызвать искусственный смех. Кто-то постоянно работает над тем, чтобы люди смеялись, отклоняясь от размышлений о сегодняшнем дне. Но дети должны быть веселыми, радостными и живыми. Любой школьник должен быть любознательным, ему должно быть всё интересно – он должен что-то искать, в чем-то разочаровываться, должен быть в постоянном поиске. Если ребенок этим не занимается, то это пропащее дело, это беда. Главное, чтобы они искали в жизни подлинную радость, а не мнимые удовольствия, которые потом оборачиваются горечью в жизни. 
 

— В этом отношении, что может дать школьный курс Основ православной культуры, чтобы мы воспитали вот таких гармоничных и радостных детей? 
 — Церковь здесь – вспомогательный инструмент, она должна давать только те возможности, которые у нее есть. Вообще, это тема государства. Если наша нация желает сохранения и возможности идти своим историческим путем, то основы православной культуры должны быть самым привычным и обыкновенным предметом. Потому что вся история нашей страны, русского государства, особенно до 17-го века – это история русской Церкви. Они переплетены и связаны. Для нас важно, чтобы люди хранили это понимание. 
У нас сейчас есть слова, которые мы используем, порой не до конца осознавая их смысл: например, слово «распущенность», выражение «козел отпущения»… Кто читал Библию, тот осознает их смысл. Или придет школьник в Третьяковскую галерею – образованному человеку не нужно рассказывать о сути библейских сюжетов, изображенных на картине.
Не всегда после этого (курс ОПК – ред.) становятся церковными людьми, но человек должен знать культуру своего народа. А наша культура взращена и воспитана Православной Церковью. Первые книги, первые учебники, письменность, первые школы – они все были основаны при церквях. Люди должны это знать. Знания не зависят ни от какой идеологической установки. Они должны быть. Это элементарные средства воспитания и сохранения культуры. Может оказаться, что через каких-нибудь 50 лет зарубежные школьники будут знать о нас самих больше, чем мы. Вот в чем проблема. 
Нужно понимать, что Основы православной культуры – это не для того, чтобы "затащить" людей в церковь, но способ узнать больше об истоках своей нации. Мне представляется, что этот предмет без вариантов должен войти в нашу жизнь. В этом интерес самого государства, если государство хочет сохранить свою национальную идентичность на последующие времена.