На днях работы уральских мастериц вернулись с международной выставки: иконописцы из Ново-Тихвинского монастыря приняли участие в выставке «Нежная кисть».
Выставка проходила с января 2017 года в Москве, а затем в Перми. На ней было представлено более сотни экспонатов из десяти регионов России, а также из Сербии и Израиля. Участвовали в выставке и мастерские нескольких женских монастырей, и женщины-иконописцы из разных городов. Главная особенность – на выставке экспонировались только работы, созданные именно женской рукой. И, как говорили в своих отзывах эксперты и посетители выставки, кисть, которой водит женская рука, конечно, «нежная», но ее нельзя назвать слабой, неуверенной, непрофессиональной.
По словам куратора выставки искусствоведа Ирины Языковой, иконопись в течение веков традиционно была мужским делом, а женщины обычно занимались лицевым и золотным шитьем. Так было и в Византии, и в Древней Руси. Но Новое время внесло в этот уклад свои коррективы. Начиная с XIX века, женщины активно вступили в сферу иконописания, а в ХХ веке даже были среди тех немногих, кто «спасал икону» как явление (можно вспомнить матушку Иулианию Соколову). В годы возрождения религиозной жизни в России появилось множество достойных мастеров-женщин. Цель прошедшей экспозиции – представить их творчество как новое явление в православной культуре. Особенность этого явления в том, что иконописцы не копируют лучшие образцы прошлого, но ищут свой авторский стиль, опираясь на традицию. Кстати, в экспозиции, кроме икон, были произведения прикладного искусства, эскизы храмовой росписи, церковное шитье, отметили в Ново-Тихвинской обители.
Руководитель галереи «Царская башня», где были представлены все работы, художник Дмитрий Белюкин назвал выставку «большим подарком» и отметил, что выставки современной иконописи в галерее привлекают большое число заинтересованных посетителей.
— На выставке иконы Ново-Тихвинского монастыря можно было заметить сразу, — прокомментировала участие уральских мастериц в выставке «Нежная кисть» искусствовед Ирина Языкова. — Их отличает высокий профессионализм, технологическая безупречность и, конечно, молитвенная глубина образов. Иконописцы Екатеринбургского монастыря давно зарекомендовали себя как истинные мастера своего дела, ориентируясь на высокие образцы прошлого, главным образом, на византийское наследие, они создают иконы, которые дают возможность современному человеку соприкоснуться с миром горним, с миром красоты и святости. В книге отзывов выставки «Нежная кисть» посетители неоднократно отмечали как понравившиеся именно иконы Ново-Тихвинского монастыря.
В обители рассказали, что иконописная мастерская монастыря пишет как отдельные иконы, так и целые иконостасы. Иконы, написанные в Уральском монастыре, находятся во многих храмах Москвы, Санкт-Петербурга, а также за рубежом – в Америке, Чехии, Италии, Сербии и других странах.
В монастыре отметили, что в настоящее время иконописная мастерская не принимает заказы на написание икон, так как иконописцы занимаются росписью нескольких восстанавливаемых монастырских храмов. Заказы вновь начнут приниматься примерно через год.