По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

6 мая 2017

«Воспитывать детей гражданами Отечества Небесного»: епископ Среднеуральский Евгений – о чем мы молимся Георгию Победоносцу

О чем молят святого Георгия Победоносца монахи Афонской горы? Какая сила переполняла святого великомученика Георгия и позволяла ему и терпеть, и не умирать? О чем свидетельствуют страдания великого святого? Как сегодня противостоять полчищам злых сил? Как воспитать детей гражданами Отечества Небесного? Как, подобно Георгию Победоносцу, стать примером для окружающих и обращать силой своей любви и благородства людей к нашему Господу?

Об этом и многом другом сказал в своей проповеди в день памяти великомученика, 6 мая 2017 года, епископ Среднеуральский Евгений за Божественной литургией в храме в честь великомученика Георгия Победоносца города Екатеринбурга:

— Воистину Воскресе Христос!

Христос явился ученикам, засвидетельствовал победу над смертью, и Свою Церковь каждый год и каждый месяц, каждый воскресный день уверяет в истине Своего Воскресения. 

Сейчас Пасха Господня. Мы каждое утро начинаем словами «Христос Воскресе!». Каждую службу и каждое дело начиная в эти дни, мы вспоминаем о том, что с нами находится сейчас во все дни до Вознесения Своего, Господь наш Иисус Христос. 

Каждый год накануне 9  мая мы встречаемся со святым воином великомучеником и победоносцем Георгием, которому посвящен сей храм. 

Святые подвижники, особенно монахи, очень любят святого Георгия. На  Святой Афонской горе очень много храмов посвящено святому великомученику. Монахи молятся ему. 

Что общего между монахом – кротким, немногословным, смиренным молитвенником – и человеком, которого мы сегодня вспоминаем? Святой Георгий был большого роста, крепкого телосложения, светлого ума, хорошего воспитания и работал, служил солдатом, военачальником. 

Он изображен с копьем. Копье – нож, привязанный к палке для того, чтобы этим ножом ранить людей, чтобы отгонять одних людей от других. Это христианское занятие? 

Мы знаем, что христианское  — это молиться по четочкам. Молитвенники — монахи, аскеты — молятся, обращаются к святому Георгию, читают ему акафисты, призывают его на помощь и считают его своим другом. Почему так? Нам не дано ответить на все «почему». 

Богоугодно было, чтобы сей боголюбивый воин показал свою любовь Христу не только, когда мужественно воевал за свою страну, хотя императором был язычник, хотя воинство было языческое и то, за что воевало это воинство, было далеко от христианских идеалов. 

Святой Георгий сумел сохранить чистоту своей души, где бы ни боролся, и сумел вести себя таким образом, что прямо по евангельскому слову, люди, видя его доброе житие, прославляли Христа и сами становились христианами. Это происходило и во время его военных походов, во время стоянок, когда он был в столице или находился в далеких провинциях. 

Видя все это, язычники возгорелись ненавистью к сему благочестивому человеку и сдали его императору-язычнику, который предал его горьким мучениям, которые великомученик претерпел, укрепляемый Божией помощью и вошел в Царствие Небесное. 

Монахи молятся и говорят, что хотят подражать его житию. Почему? Потому что любой христианин – это воин, любой монах – воин. Да, сегодня мы не носим с собой ножи, дубины и копья. Нас сегодня окружают не варварские полчища и готские племена,  а как говорит апостол, нас окружают духи злобы поднебесной. И кто как ни монахи знают, как тяжела битва, сражение с этими полчищами. 

Они по опыту знают, сколь большую силу имеет этот святой, чтобы побеждать духов злых. О чем свидетельствуют страдания святого великомученика Георгия (его распинали, избивали, бросали в известь, придавливали камнем), если смотреть не на многообразие мук, которые над ним свершались, но обратить внимание на его жизненную силу – сколько он преодолевает? Его пытаются умертвить, а жизнь из него «выплескивается»: его поят ядом, а яд на него не действует; его распинают, а он не умирает, т.е. колоссальная жизненная сила исходила из сего человека. Не человеческая сила, а сила Божия. 

Христос, Которого распяли и прибили ко Кресту — Он силой жизни победил смерть, Он воскрес из мертвых и воскрешает мертвых после сего. Эта сила переполняла и святого великомученика Георгия и позволяла ему и терпеть, и не умирать, когда каждый из нас даже от десятой доли этих страданий предал бы душу Богу. 

Святой великомученик является свидетельством пред нами этой силы жизни, которая переполняет человека, любящего Источник Жизни – Христа. 

И сейчас, живя на земле в спокойное, как нам кажется время, мы можем и должны искать возможности наполняться этой жизненной силой. 

Монахи Афонской горы и другие монахи, почитающие святого великомученика Георгия, по словам Серафима Саровского, ищут благодать Духа Святого, силу жизни. Ищут ее различными путями. Они обращаются к святому великомученику Георгию, чтобы эту силу жизни он подал им. 

Мы сегодня в пасхальные дни и в последующие непасхальные дни, когда будем обращаться к святому великомученику, давайте просить у него веры, надежды, любви, и силы, которая с избытком переполняла его христианскую душу, чтобы она нам тоже немножечко досталась, чтобы мы хотели жить, рожать и воспитывать детей, воспитывать не так, чтобы они стали «успешными людьми» в этой жизни, а так, чтобы они смогли стать гражданами Отечества Небесного. 

Великомученик Георгий был воспитан в благочестивой семье в благоговении и уважении к своим родителям. Без этого условия тяжело говорить о чем-то большем. 

Уважение к страшим, к начальствующим над нами – это залог того, что Господь будет давать нам Свою силу, а не лишать ее, оставляя нас один на один с полчищами злых сил. 

Святой великомученик Георгий побеждал своих врагов, но не столько "оружием и дрекольями", сколько силой своей христианской любви. 

Есть свидетельства о подражании делам святого Георгия нашими воинами. Как можно, имея в руках оружие и перед собой врагов, их любить? Или не питать к ним ненависти? Об этом интересно повествуется в жизнеописании нашего соотечественника Александра Васильевича Суворова — по сей день живет целый народ, который он со своими воинами обратил ко Христу. Александр Васильевич воевал с турками, одним из мест сражений была нынешняя территория Молдавии. Суворов со своими воинами, которых он называл чудо-богатырями, по приказу Государыни приходит в эти места и начинает сражение с войсками, сильно превосходящим по численности. С двумя тысячами он выходит против десяти тысяч и побеждает так, что они складывают оружие и сдаются русским воинам. По турецким обычаям с пленными не церемонились. Их отправляли в рабство, или жестоко убивали, карая, подавляя тем самым волю других людей. 

Александр Васильевич и его соратники забирают у них оружие, и отправляют обратно по своим домам с условием не воевать против русских. Турецкие воины возвращаются в свой стан, паша их наказывает и дает им новое оружие и отправляет их снова воевать против русских воинов. 

Вновь эти же тысячи турецких воинов побеждены, у них снова отобрано оружие, опять их возвращают в свой стан. Они не понимают, как можно быть настолько великодушным. После третьего своего поражения, они просят оставить их под крепкой рукой Суворова. Их оставляют на молдавской земле, они принимают крещение, потому что хотят иметь ту же силу веры, которая есть у русских людей. 

И по сей день эти народы называют гагаузы — по происхождению турки, язык у них турецкий, а по вере они ревностные христиане. Так человек привел людей ко Христу. Подобным образом святой великомученик Георгий обращал своей силой и благородством людей к нашему Господу.

Дорогие, будем жить так, чтобы люди, видя наше доброе житие, нашу крепость и благородство, желали подражать в этом житии и становиться тоже  христианами.