О крепости веры апостольской, о том, как нам уподобиться примеру учеников Христовых, говорил сегодня, 23 апреля, за Божественной литургией в храме Вознесения Господня епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии.
«Воистину Воскресе Христос. Явился апостолам — и раз, и два, и в течение этой недели и последующих дней до сорокового дня Вознесения Господня, Господь являлся Своим ученикам, — такими словами начал проповедь владыка Евгений на восьмой день по Пасхе. — В прошлое воскресенье мы радовались, первый раз вдыхая этот праздничный животворный воздух Пасхи Господней, Воскресения Его.
И сегодня жизнь продолжается. И мы дышим, и радуемся, и утешаемся этими живительными словами, этой истиной о том, что наш Бог воскрес.
Сегодняшний день называется Антипасха. Антипасха – это не значит, что мы против Пасхи, это переводится как «вместо» Пасхи. Те люди, которые по какой-то причине не были в пасхальный день, не были свидетелями Воскресения Христова в эти дни светлой Седмицы, сегодня приглашаются разделить вновь праздник Пасхи Господней.
В сегодняшний день Церковь вспоминает то, как на восьмой день после Своего воскресения Христос Бог явился апостолу Фоме. Фома – глубокий, умный, добрый, искренний, ревностный человек. Он очень любил Спасителя, готов был за него умереть, о чем сам сказал накануне Его страданий.
И когда ему сказали о том, что Христос Воскрес и явился женам-мироносицам, Своим ученикам, апостол Фома усомнился, поскольку для него не просто так сказать: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!». А потом пройдет какое-то время и сказать: «Воскрес? А может быть, не воскрес? А, может, вообще не было Христа?». Такое маловерие свойственно человеку. Человек, особенно когда он в толпе, легко идет за ней».
Говоря о маловерии, свойственном человеку, его привычке идти вслед за толпой, владыка Евгений отмечает, что апостол Фома был не таким:
«Он сказал твердо, что пока не увидит сам своими глазами пробитые Спасителевы руки, Его ноги, Его Тело, прободенное копьем, не уверует в полной мере в то, что воскрес Христос. Но при этом, если увидит, то уверует так, что никто эту веру у меня не отнимет.
И спустя восемь дней Христос явился ученикам и Фоме и обратился к нему этими самыми словами, которыми апостол высказывал свое сомнение: «Приди, Фома, вот Мои руки, вот ноги, вот ребра – потрогай».
В Евангелии не говорится о том, проверил ли Фома, вложил ли он свой перст в прободенные Спасителевы руки и ноги, но сказано, что апостол воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Это исповедание для него было как клятва, как присяга, как главная истина его жизни. Потому впоследствии апостол Фома уже никогда не сомневался, и эта его уверенность передавалась людям, народам, которые он просвещал».
Епископ Евгений отметил, что Господь очень много вложил в Своих учеников и дороги они для Него были:
«И когда пал Иуда за 30 серебряников и повесился, из 12 учеников осталось 11. А когда Петр отрекся от Христа, осталось 10. А когда Фома сказал, что «не буду верить» – осталось 9. Про остальных не написано, но мы можем предположить, что и у остальных учеников колебалось внутри: то ли так, то ли нет. Вспомним про Луку и Клеопу, которые шли в город Эммаус… В душах всех учеников воцарилось это сомнение, маловерие, недоумение.
Господь, Который в каждого из учеников вложил и душу, и силы, Он о каждом заботился, поэтому желал, чтобы эти драгоценные люди, которых Он воспитал для проповеди Его Царствия, не растерялись, не рассыпались как горох, но чтобы они твердо уверовали.
И поэтому Он уверяет сомневающегося Фому и других присутствующих при этом апостолов. Уверяет так, что потом Фома претерпевает мученическую смерть в Индии. Апостол Андрей распят также, как и Сам Христос, на кресте. Петр в покаянии своем считает себя не достойным быть прибитым гвоздями так же, как Христос, и просит распять его вниз головой. Но перед этим они пламенно и ревностно свидетельствуют о Воскресении Христовом».
Уподобиться апостолам в крепости веры призвал собравшихся за богослужением епископ Среднеуральский Евгений, чтобы наша вера была крепка, как камень, чтобы каждый день и каждый час, с каждым вздохом, стремиться иметь веру Божию с горчичное зерно, о котором говорил Господь: «И ничего не будет невозможного для вас».