О значении Страстной Седмицы, каждого ее дня в жизни всякого человека, о сопереживании Евангелию предпасхальных дней рассказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
— Многие считают, что Великий Пост заканчивается в Великую субботу. На самом деле, Великий Пост заканчивается несколько ранее. Эти особые дни перед Страстной седмицей — Лазарева суббота, вход Господень в Иерусалим или, как мы привыкли его называть, Вербное воскресенье, — дни, с которых начинается ежеминутное соотношение церковной жизни с последними днями и часами жизни Спасителя на этой земле.
С тех пор, как Спаситель воскресил Лазаря, своего друга, который 4 дня был во гробе, это было действительно то событие, которое мгновенно разлетелось среди всех жителей. Об этом узнали тысячи. И это послужило поводом того, что, когда Господь входил на следующий день в Иерусалим, Его встречали, как великого победителя, как чудотворца, равного которому не было и нет.
Встречали, потому что ждали избавления от римского гнёта, видели в Нём человека, который действительно был символом освобождения современного ему еврейского народа от тех тягот, в которых он в ту пору находился. Встречали и радовались тому, что такой человек появился в народе. Это был эмоциональный взрыв, который привлёк к себе и взрослых людей, и детей, которые кричали: «Осанна в вышних!» Кричали так, что даже законоучители еврейские осудили Его: «Видишь, что про тебя тут говорят! Как ты можешь это слушать?!» На что Господь привел слова из предшествующего пророчества: «Не слышали ли вы, что из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу», как бы напоминая, что вот оно — пророчество, и оно в очередной раз сбывается.
И далее начинаются дни, в которые люди поколения моего детства, те из них, кто которые были не на пенсии, а работали – они всегда старались уйти в это время в отпуск, чтобы все эти дни пробыть в храме Божием. Потому что это дни особой сопричастности человека к Богу. И понедельник, и вторник, когда Христос учит народ, рассказывает своим ученикам о конце Света — эти последние слова, последние назидания близким людям, которые Он говорит с такой горечью о нераскаянности людей, которые живут сейчас и которые будут жить после.
Среда Великая в очередной раз вводит нас в два события, о которых упоминается во всех Евангелиях. Первое — это предательство Иуды, который не выдержал непонятного для него состояния Христа, который не стал царем, как он ожидал Его увидеть, как царя человеческого. А продолжал быть Учителем и продолжал жить так, как он жил. То есть все его трехлетние хождения вместе с Ним, с точки зрения Иуды, были напрасными. И он в порыве непонимания того, что происходит, идёт и предаёт Христа за 30 серебряников врагам Христовым. Сознательно, понимая, что будет нечто, что будет очень страшно, и что они жаждут Его смерти и Его наказания.
Второе — это женщина, которая приходит помазать Христа миром, и непонимание, как может это драгоценное вещество использоваться просто так. Это непонимание человеческого и Божественного, и на фоне этого — предательство, которое никогда не смоется. Всегда любой предатель будут называться этим страшным именем — именем Иуды Искариота.
Великий Четверг, когда Господь показывает образ смирения, которое неподвластно человеческому уму, когда Он омывает ноги ученикам и говорит: «Если вы хотите быть бОльшими — будьте всем слугой». Великий Четверг — таинство Евхаристии, преломления хлеба и пресуществления в Тело Христово, благословение чаши с вином и пресуществление в Кровь Христову.
Вот чем мы сегодня живём, чем живет сегодня вся Церковь. Во всем этом каждый христианин участвует особым образом.
И, конечно же, Великая Пятница — день страданий Христовых, день Его искупительной смерти, день его восхождения на Голгофу и распятия на кресте. Всё то, что может пережить человек, находясь рядом со своим Искупителем, с тем, чтобы спасти его и вернуть человека к Вечной Жизни.
И, наконец, Суббота Преблагословенная. Замечательные слова: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным».
Суббота Преблагословенная — тихая, предрадостная. Предощущение этого праздника, по факту, по сути — внутреннее, несдерживаемое торжество, торжество Воскресения Христова. Поэтому мы ждём схождения Благодатного Огня в Иерусалиме, ждем этого сообщения. Многие люди сидят у телеэкранов, смотрят, как это всё происходит. Когда сходит Благодатный Огонь, уже с радостью говорят друг другу: «Христос Воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину воскресе!».
Страстная Седмица — это дни сопричастности человека к Сыну Божиему, причастности к последним дням Его земной жизни. Дням, когда он испытывал по человечеству огромное страдание, когда он ощущал себя оставленным всеми, даже оставленным Отцом Небесным, когда говорил: «Боже, Боже мой вонми ми, вскую оставил мя eси?».
В эти дни христианин делает всё, чтобы почувствовать, сказать: «Господи, нет, я с Тобой сегодня, в эти дни, я не оставляю Тебя. Я не бегу вслед за Иудой, потому что мне нужно Божественное Царство, а не человеческие почести и радости. Я иду с Тобой, потому что Ты даёшь мне жизнь вечную. Я рядом с Тобой, потому что вижу, что ради меня проливается Твоя Божественная кровь, ради меня Ты принимаешь такие страдания. Я иду с Тобой до последнего Твоего шага. Я всё время с Тобой, и мою душу с Тобой никто и ничто не сможет разлучить».
Страстные дни — от слова «страсть», «страдания». Христианин в эти «страдальческие дни» всегда находится вместе с Сыном Божиим, рядом с Господом нашим Иисусом Христом. И не придаётся никаким лишним делам, ничему тому, что может повредить его душе и отторгнуть её от сопричастности своему Спасителю.
Пусть каждый из нас в течение этого времени сопереживает то, что мы будем слышать в Евангелии, что мы будем видеть на богослужениях в эти страстные дни. И пусть каждый знает, что именно ради него в этот мир пришёл Спаситель, ради него Он испытал эти страшные мучения, ради него Он был распят на Кресте, ради него пролита Божественная Кровь и именно ради него протянуты руки Сына Божьего, чтобы принять в объятия не только всё человечество, но и тебя лично. Тебя, христианина, который с Ним каждое мгновение своей жизни.
Смотрите также: