О смысле Страстной седмицы и о том, как православным верующим следует провести предстоящую неделю и встретить светлый праздник Христова Воскресения, рассказал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Православному христианину в Страстную седмицу желательно как можно чаще бывать в храме за богослужением, а начиная с Литургии Великого Четверга, по возможности, быть на всех богослужениях. Службы Страстной седмицы — самые богатые по содержанию и духовной глубине богослужения церковного года.
В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю: в этот день надо непременно причаститься. Вечером того же дня совершается «Последование святых Страстей», или служба 12 Евангелий, за которой прочитывается 12 евангельских отрывков, посвященных страданиям и смерти Спасителя.
В Великую Пятницу днем совершается вечерня с выносом плащаницы, а вечером того же дня — Чин погребения Спасителя.
Литургия Великой Субботы носит пасхальный характер: по время этой службы священнослужители переоблачаются из черных одежд в белые, и читается Евангелие о Воскресении Христовом. В древней Церкви эта Литургия совершалась вечером и была частью пасхального богослужения, продолжавшегося всю ночь. В наше же время после Литургии Великой Субботы верующие расходятся по домам, а к ночной службе собираются в храм вновь.
На ночную пасхальную службу надо приходить заблаговременно, и оставаться в храме надо до конца службы, а не только на первые 15-20 минут, как многие делают. Некоторые ведь приходят в пасхальную ночь к храму только для того, чтобы увидеть крестный ход, услышать «Христос Воскресе!» и тотчас разойтись по домам.
Ныне Церковь живет своей жизнью, а мир — своей. Сегодня ни на Страстной, ни на Светлой седмицах не прекращается торговля, не закрываются рестораны, не исчезают шумные сборища, не наступает молитвенная тишина. И даже многие из тех, кто считает себя верующими, смотрят на Пасху лишь как на повод повеселиться.
А между тем Христос воскресший, если мы всерьез воспримем Его учение, может дать нам неизмеримо больше, чем временное земное веселье. Он может наполнить нашу жизнь внутренним содержанием, так что духовной радостью будут пронизаны все дни нашей жизни. Он может навсегда избавить нас от скорби, ведь тому, кто живет со Христом, никакие скорби не страшны, потому что радость о Господе никогда не оскудевает в его душе.
Для многих православных христиан храм остается чужим: говоря, что у них «Бог в душе», они не испытывают потребности ходить в церковь. Только в особых случаях или когда стряслась беда, они заходят в храм, чтобы поставить свечку, но все в храме остается для них чуждым и непонятным.
Храм может и должен быть для нас подлинным духовным домом. Церковь может помочь нам во всем — в духовной жизни, в творческой и профессиональной деятельности, в устроении семьи, в воспитании детей.
Весь Великий пост готовит к встрече Страстной седмицы. В течение поста в храме читаются книги Ветхого Завета, а в первые три дня Страстной седмицы устав предписывает в храме прочитывать полностью все четыре Евангелия (на практике чтение начинается за неделю или две до Страстной). Многие православные христиане прочитывают за пост все Евангелие.
Самое главное — в дни Страстной седмицы побольше думать о Христе, читать о Нем, размышлять о смысле Его страданий и смерти, молиться Ему.
Тем же, кто по работе или болезни не сможет быть в храме, можно читать тексты Страстных богослужений дома по «Триоди постной». Можно читать страстные Евангелия, как делали Царственные мученики, когда встречали свою последнюю Страстную и последнюю Пасху в Екатеринбурге, в доме Ипатьева, весной 1918 года. В прежние годы Царская семья всегда посещала долгие страстные службы, но на этот раз она была лишена возможности участвовать в богослужении. Службы заменялись чтением Евангелия о Страстях Христовых.
Сохранилась трогательная запись в дневнике Государя, датированная Великим Четвергом 1918 года: «Продолжал чтение Библии… При звуке колоколов грустно становилось при мысли, что теперь Страстная, и мы лишены возможности быть на этих чудных службах, и кроме того, даже не можем поститься!.. Вечером все мы, жильцы четырех комнат, собрались в зале, где Боткин и я прочли по очереди 12 Евангелий». В Великий Пяток Государь записывает: «По утрам и вечерам, как все эти дни здесь, читал соответствующие Святые Евангелия вслух в спальне».
Самое важное в Страстной седмице — это Христос. Вообще Христос — самое важное в жизни Церкви, в духовной жизни христианина. К сожалению, об этом часто забывают. Есть люди, которых в христианстве гораздо больше интересует антихрист, чем Христос, которые помешаны на теме ИНН, трех шестерок, штрих-кода, ожидания конца света. Создается какое-то нездоровое православие, скорее даже сектантство на православной почве.
Христос не к этому нас призывает. Он не призывает уходить под землю, пугливо открещиваться от окружающей действительности. Он призывает нас жить в мире и проповедовать миру Его Воскресение. И конца света нужно ожидать не со страхом, а с радостью, ибо это будет пришествие Христа во славе.
Самое главное в праздновании Пасхи — опыт сопереживания Воскресению Христову. Почему важен праздник Пасхи для человека? Не только потому, что Христос когда-то, 2000 лет назад, воскрес из мертвых. Воскреснув из мертвых, он открыл путь к воскресению для каждого человека! Самое страшное в жизни человека — смерть. Мысль о смерти отравляет нам жизнь. Мы страдаем, когда умирают близкие, со страхом думаем о собственном смертном часе. И если бы не было Воскресения, жизнь лишилась бы высшего смысла.
Но у Бога все живы. Христос Своим Воскресением даровал людям надежду и знание о вечной жизни. Мы знаем: смерть — это переход к жизни вечной и лучшей. Вся земная жизнь является подготовкой к ней. Именно в этом смысл Пасхи: Христос, воскреснув из мертвых, смертью смерть попрал и мертвым даровал жизнь.
Бояться смерти естественно для человека. Но для верующего так же естественно верить в Воскресение и переживать смерть близких как переход в иную жизнь. Боятся не в силу маловерия, а в силу человеческого естества. Смерть противоестественна. Смерть — одно из последствий греха. Человек воспротивился воле Божией, встал на путь непослушания. Тогда в жизнь человека были привнесены скорби, болезни и смерть. Грех Адама — непослушание воле Божией повторяется из поколения в поколение, всякий раз, когда мы становимся на путь греха.
О смерти мы думаем в Страстную седмицу, особенно в Великую пятницу и Великую субботу. Церковь позволяет глубоко пережить нашу собственную смертность и ту смерть целительную и спасительную, которую претерпел на Кресте Иисус Христос. В жизни христианина смерть неотделима от Воскресения.
Самое главное в празднике Пасхи – не куличи, как говорят в теленовостях. Смысл освящения куличей — благословение на завершение поста. Но из этого не следует, что непостившиеся не имеют права радоваться Пасхе. В пасхальном огласительном слове святого Иоанна Златоуста говорится: «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня!» Возвеселиться могут и те, кто провел Великий пост достойно, кто принес плоды покаяния, кто ходил в храм, кто причащался, кто пережил весь опыт Страстной седмицы, и те, кто по каким-то причинам не сумел это сделать.
Пасхальное огласительное слово построено на основе притчи: господин призвал работников в свой виноградник, одних — рано утром, других — после обеда, третьих — к вечеру. А потом все получили одинаковую плату. Работавшие с утра возмутились: «Мы работали с утра, а они всего пару часов, а получили поровну!» Господин ответил: «Разве мы не за такую плату договаривались? Что ты завидуешь другим, которым я дал больше?» Эта «несправедливость» Божия заключается в том, что Господь не награждает по заслугам. Господь дает столько милости, сколько человек способен вместить. Пасха — для всех праздник.
Веселье и радость, которые дает Бог, — особого свойства. Радость, которую православные испытывают на пасхальном богослужении, вызвана не развлечениями или земными приобретениями. Она приходит от Бога и живет внутри человека. Но неверно думать, что христианин должен быть мрачным человеком. Христианин воздерживается от «радостей жизни», имеющих греховное свойство, быстро проходящих и оставляющих тяжелый осадок.
Очень важно передать свою радость другим. Тем, кто в скорбях, кто нуждается. Хорошо бы навестить людей в домах престарелых, больницах, в тюрьмах, людей, лишенных заботы и внимания. Не случайно праздник Пасхи традиция связывает с благотворительностью. На Пасху принято ходить в гости, дарить подарки. Тут стоит учесть: есть много предметов с пасхальной символикой, но невысокого эстетического качества, и большинство из них — вещи бесполезные. Подарки должны быть полезными. Иной раз можно просто подарить конверт с деньгами, и человек купит то, что ему надо.
Хотел бы пожелать всем никогда не забывать о конечной цели нашей христианской жизни и главной цели нашего трудничества на земле — Царствии Небесном, где каждый достойно прошедший земной путь сможет встретиться с Богом и увидеть Его лицом к лицу. Мы проходим через разные испытания, бываем в сложных жизненных ситуациях, но не должны забывать, что Господь каждого из нас ведет по пути ко спасению. Мы должны стараться наполнять высшим духовным смыслом свою жизнь и свой труд, который приносим Богу как наше скромное приношение. Иногда у нас опускаются руки и кажется, что не хватает человеческих сил, чтобы нести возложенные на нас Богом послушания. Но Господь облегчает наши труды; Он Сам приходит нам на помощь, являет Свою милость и благость, когда мы, приходя в храм Божий, встречаемся и общаемся с Ним, созерцая Его лицом к лицу своими внутренними очами.
Хотел бы пожелать, чтобы вера в Господа и Спасителя никогда не оскудевала в наших сердцах, чтобы свет Божий, который всем равно светит, — как солнце, освещающее правых и виноватых, — никогда не помрачался в нас греховной тьмою, чтобы радость о воскресшем Господе всегда озаряла наши сердца и всю нашу жизнь.
Источник: "Православие и мир"