В екатеринбургской студии телеканала «Союз» на вопросы телезрителей ответил епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии. Представляем читателям сайта Екатеринбургской епархии полный текст беседы. Напомним, беседа состоялась 22 марта 2017 года.
— Владыка, продолжается Великий пост. Идет четвертая седмица, Крестопоклонная неделя, и на аналое в храме лежит святой Крест, напоминая нам о страданиях Христовых, которые Господь принял ради нашего спасения. И пройдена почти половина постного пути. Чему посвятить важно свое время в оставшиеся дни Великого поста?
— Сегодня среда Крестопоклонной недели — ровно половина великопостного пути. Чему посвятить? Можно посмотреть телепередачи канала «Союз», которые были записаны на первой неделе и послушать, к чему призывала Церковь, к чему призывали наши пастыри, которые выступали на телеканале «Союз», на первой неделе поста. И задаться вопросом: ну, что, что-то получилось?
Мы приглашались к тому, чтобы быть в храме, чтобы молиться в храме, чтобы дышать этим воздухом великопостного богослужения. Мы призывались к тому, чтобы соединиться с Церковью, исповедавшись в своих грехах, соединиться в Таинстве причащения. Открыть священные страницы Библии и читать Библию: Ветхий Завет, Евангелие. Открыть творения святых отцов, которых вспоминает Церковь: и Григория Паламу, и Иоанна Лествичника. И задаться сегодня, когда пройдена половина пути, вопросом — что получилось или что еще осталось невыполненным?
Я думаю, что всякий честный человек, отвечая на этот вопрос, скажет: к сожалению, вот так, как хотелось бы пройти Великий пост, не получается. Чему посвятить оставшиеся дни? Тому, чтобы «хоть в какой-то мере получилось»: то, что не открыто – открыть, то, что не прочитано – прочитать. То, что прошло мимо — какие-то события церковной жизни – Литургия Преждеосвященных Даров, Таинство соборования – обязательно принять участие, стать участником этих Таинств, этого сокровенного Света, который открывается в Церкви.
И я думаю, что это как образ нашей жизни. Кто-то из нас находится сейчас в середине своей жизни, вне зависимости от возраста, и ему полезно посмотреть, оглянувшись назад: а что я в своей жизни успел сделать с точки зрения перспективы Вечности, а что — не успел? И что «не успел» – этим позаниматься, не откладывая мыслью, что когда-нибудь, когда буду старым (старой), когда у меня будет много времени, когда дети не будут так мешать, когда страсти не будут так одолевать – тогда я наконец-то начну христианскую жизнь.
Сейчас попытаться начать – прожить ярко, честно, усердно, с любовью к Богу и Церкви эти оставшиеся двадцать дней. И это поможет нам управить нашу жизнь по заповедям Божиим.
Вопрос телезрителя: Хотелось бы узнать о таком грехе – хула на Духа Святого. В Библии написано, что он не прощается ни в этом веке, ни в будущем. Можно как-то невольно этот грех совершить, потому что не совсем ясно, что этот грех подразумевает? И можно ли исповедовать такой грех?
– Можно и нужно исповедовать такой грех перед Богом в присутствии священника. Есть такое сказание из Патерика о том, как пришел монах-послушник к старцу и говорит: «Авва, я нахожусь в затруднении: я читаю вечернюю молитву Духу Святому, в которой перечисляются грехи. Я читаю эту молитву и вот, авва, нечестно получается. Вот этот, этот и этот грех, которые здесь перечислены – я их не совершал, зачем тогда мне его называть?» От старца он услышать очень простой ответ: «Что, Дух Святой ошибся?»
Молитвы, которые изложены святыми отцами, которые мы читаем, написаны Духом Святым в сердце подвижника, а затем произнесены его устами, потом записаны на бумагу, и мы сегодня это веяние Духа Святого произносим.
Дух Святой не ошибся и если написаны, перечислены какие-то страсти, которые, как нам кажется, в нас не живут… Они живут, просто мы их не видим, не слышим, не замечаем. И вне сомнений, хула на Духа Святого присутствует в моей личной жизни, в жизни внимательного человека, который работает над тем, что говорится, что думается, что делается, как мы относимся к Богу, к окружающим, к Церкви.
В особой мере хотелось бы отметить, что день, когда Дух Святой сошел на апостолов, мы отмечаем как день рождения Святой Христовой Церкви Соборной Апостольской. Церковь – это спасительный организм. Церковь – это то пространство, живя в котором, мы освящаемся и уготовляемся для жизни в Вечности, для жизни с Богом.
Подобно тому, как дитя питается тем молоком, которое дает мать, не думая при этом, что происходит, как оно усваивается, просто питается и растет — и Церковь так же дает благодатное живительное молоко, которое омывает, очищает, питает. Если человек по каким-то своим внутренним или внешним устремлениям отлучается от Церкви, извергается из ее жизни – это самое яркое проявление хулы на Духа Святого.
Дух Святой, который живет в Церкви Христовой – Его Господь послал всем нам Своим спасительным путем жизни земной: Рождеством, проповедью, страданием, Воскресением, Вознесением, Пятидесятницей. Он сотворил дело нашего спасения и оставил нам как жилище Духа Святого – Церковь.
И если мы каким-то образом себя вычеркиваем из жизни Церкви – неверием, нежеланием быть в ней, нежеланием жить полноценной церковной жизнью, то мы лишаем себя всей совокупности спасительных даров, которые Господь нам даровал.
Находясь в Церкви, мы имеем возможность видеть свои грехи, свои недостатки, свои немощи. Мы в Ней, и мы имеем силу – не свою силу, а силу Святого Духа, которая врачует, исправляет и ведет нас ко спасению. Это отчаянное состояние, когда человек выпадает из Церкви; порой ему кажется, что несправедливо, ему кажется, что Церковь ошибается, что иерархия заблуждается, что мы идем не тем путем.
Тем самым мы вычеркиваем себя из полноты церковного общения и хулим Духа Святого. Надо стараться быть настоящим живым членом Церкви Христовой и тогда Дух Святой исправит наши неправильности и не произойдет этого страшного греха, который мы назвали хулой на Духа Святого. Конечно, если мы это замечаем, то необходимо прийти, припасть, попросить прощения – Господь примет кающихся.
— Владыка, несколько вопросов, касающихся Великого поста и Крестопоклонной недели, задают наши зрители в соцсети «В контакте»". Александр Смирнов: Ваше Преосвященство, позвольте задать два вопроса по сегодняшней теме: «Как сохранить молитвенный настрой в течение поста? Для чего мы совершаем память Крестопоклонной недели Великого поста?».
— Как сохранить молитвенный настрой? На самом деле, сколько людей – столько и ответов на этот вопрос, какой у человека жизненный духовный опыт. Для этого нам давалась Великим постом первая неделя, когда этот настрой задавался. Чтобы сохранить – надо иметь то, что сохраняем. На первой неделе – чтение Великого Покаянного канона, продолжительные службы утром, исповедь, Торжество православия – это все правильно заданная нота прохождения Великого поста.
Эту ноту, эту высоту удержать, сохранять можно, если пытаться избегать праздности. К праздности очень многое сегодня современного человека располагает: звуки, изображения, разговоры, гаджеты, медиа-среда и все прочее.
Все это убрать в сторону, убрать с глаз долой. Есть Священное Писание, Библия – свободное время посвятить чтению. Есть святоотеческие творения. Когда мы находимся вне храма, постараться, насколько это возможно, себя погрузить в эту среду. Понятно, что семья порой не дает такого простора, такой возможности. Тем не менее, важно попытаться избежать любых форм праздности. Нужно заниматься какой-то работой по дому, пусть канал «Союз» будет включен для того, чтобы детей и родных обратить к тому, чем сегодня живет Церковь. Если есть возможность побыть в тишине – побыть в тишине. Если есть возможность сходить в храм – сходить в храм. Есть поговорка: под лежачий камень вода не затекает; если останавливается течение реки – появляется зелень, ряска, муть и вода становится нехорошей, не пригодной для питья, для мытья – вот этого застоя не должно быть в дни Великого поста в уме, в сердце. Трезвиться, бодриться – добиваться этого теми способами, которые вам откроют ваши обстоятельства жизни, ваш разум, ваш духовник.
А что касается того, зачем нам дана Крестопоклонная неделя – чтобы мы взбодрились, взирая на Крест Христов, что не все так просто Богу далось. Что цена нашего спасения перед нами – это распятый на Кресте Бог, который сотворил этот мир, который, видя проблемы и болезни этого мира, пришел в наш мир, чтобы его исцелить. А получая от этого мира горечь непризнания, неприятия, хулы, предательства и распятия, Господь не поменял вектора Своей Любви, Он все равно показывает, что Он ради нас находится на Кресте, Он ради нас возносится, нас Он ожидает и Там заботится о нас. Это все открывает Крест Христов, чтобы мы понимали, какою ценою приобретаются наши молитвы, наши посты, наше благочестие. Это поможет нам нести тяготу Великого поста и тяготу своей собственной жизни, осознание той дражайшей цены, которую мы видим распятой на Кресте.
Не только мы взираем и что-то думаем, но в Кресте заключена благодатная сила. Когда-то царица Елена, обретая Крест Господень, определяла, какой из трех найденных принадлежал Спасителю. Она приложила каждое из трех обретенных крестных древ к умершему человеку — и Сила Божия, истекшая через Крест Христов, воскресила этого мертвеца. Сила Божия и через кресты, которые у нас положены посреди храма, тоже истекает, благодатная сила укрепляет верующего человека, приходящего ко Кресту.
Нам нужно укрепление? Конечно, нужно. Силы у человека, который старается блюсти пост, иссякают и через крест дается Сила Божия.
Вопрос телезрителя (Пермский край): Первый вопрос: что лучше заказывать — пассию или панихиду, поскольку сейчас идут поминальные субботы? Вопрос второй: У нас женщина занимается космомедициной, цены крутые, народу много к ней ходит – объясните, не сатанинское ли это дело?
– Пассия – это служба Страстям Христовым. Это не совсем традиционно уставная служба, которая содержится в постной Триоди, но это добрая благочестивая церковная традиция.
Пассия – служба, за которой в воскресный день Великого поста вечером читается Евангелие о страдании Христовом. Предваряет чтение этого Евангелие акафист Страстям Христовым, и усопшие во время чина пассии не поминаются.
Пассия – это целиком наше обращение к Распятому и страдающему ради нас Христу. Поэтому пассию вы не закажете. Может быть, вы имели в виду не пассию, а парастас?
Парастас – это заупокойное богослужение, которое совершается по субботам Великого поста. Нужно попросить, чтобы в Церкви за этим богослужением помянули ваших усопших близких и родных. Начинается служба с вечерни и совершается утреня, за которой прочитываются особые молитвы за усопших — и очень хорошо, если имена ваших родных и близких будут звучать в этот день в Церкви.
Нам приятно порой слышать свои имена. Представляете, как приятно тем усопшим, за которых Церковь молится, находящимся Там, в непонятных для нас состояниях и измерениях, услышать, как здесь, в Церкви Христовой, звучат с мольбой их имена, обращаются к Царю Сил и Славы Христу: «Господи, упокой, Господи, прости, Господи, приими». Это очень ценно и важно.
Поэтому парастас нужно заказать и отслужить — прийти обязательно вечером и утром на литургию и помолиться. А панихида – неотъемлемая часть этого же заупокойного богослужения – поэтому, конечно, закажите и панихиду.
Если сравнивать, что важнее — Литургия или панихида, то, конечно же, Литургия – служба, за которой Кровью Христовой омываются грехи тех людей, которые поминаются в Церкви. Поэтому в первую очередь закажите поминовение за Божественной литургией, а затем подайте записочку на панихиду. Ваши покойные будут вам благодарны.
Я не знаю, что такое космомедицина. Но я бы посоветовал: заходя в аптеку, не просить какое-нибудь недорогое лекарство, «чтобы было хорошо» — задумайтесь, что он вам даст?
Если аптекарь не понимает, что нужно, и вы не понимаете, что вам дать, то будет величайшей глупостью сказать: «Дайте, я это выпью». Надо разобраться.
Даже если интернет-справочная система не смогла нам сказать, что такое космомедицина, то, думаю, лучше «туда не ходить». Лучше не пить из лужицы, если не знаешь, что в этой лужице за жидкость.
Возможно, за этим красивым названием кроются аферисты, которые хотят заработать деньги на вашем физическом и духовном здоровье, потому что обращаться к определенным «лекарям», бывает большим грехом, если они взаимодействует с какими-то падшими духовными силами. Поэтому я бы не рекомендовал обращаться вам к лицам, называющими себя «космическими врачами».
Вопрос телезрителя: В беседе с батюшкой говорили о чтении молитв Вечернего и Утреннего правила только по молитвослову, а не по памяти. А я читаю молитвы по памяти без молитвослова. Правильно ли я делаю?
— Понятие «правильно-неправильно» настолько широко… Как раз в книге Иоанна Лествичника об этом очень хорошо написано: что спасительный путь для одного человека, может быть губительным для другого. Поэтому такого правила, по какому молитвослову и какого издательства надо читать молитвы, чтобы по одному было полезно, а по другому не полезно – не возьмусь ответить.
Что касается того, по книге молиться или по памяти, ситуация такая: есть очень интересные примеры из жития новомученников Русской Церкви XX века, которые очень настойчиво призывали прихожан выучивать молитвы наизусть. Выучивать Утреннее, Вечернее, каноны, правила ко Причастию. Это было продиктовано простым соображением, что сегодня у тебя есть молитвослов, у тебя есть возможность по нему прочитать молитвы и Богу помолиться правильными словами. А завтра у тебя нет молитвослова в руках, завтра к тебе пришли, тебя вывезли в места не столь отдаленные, где нет вообще никакой духовной литературы. Для того, чтобы у тебя была возможность читать молитвы где угодно, очень хорошо, чтобы молитвослов был в твоем сердце.
В практике монахов-подвижников русских, афонских есть заучивание псалмов Псалтири наизусть, чтобы в любом месте «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли покланяемый и славимый Христе Боже…», чтобы «на всякое время и на всякий час» можно было бы к Богу обращаться не только своими словами, но и освященными словами Церкви, Священного Писания, очень хорошо знать и помнить слова псалмов, либо избранных, либо всех наизусть.
Развивая дальше эту тему, сколько примеров людей святой жизни, которые Евангелие знали наизусть. Мне очень запомнилась история игуменьи Таисии Солоповой, ученицы святого Иоанна Кронштадского, которая еще девочкой, учась в институте благородных девиц, выучила наизусть все Евангелие — у нее было плохое зрение, она боялась, что этого зрения лишится и пока еще могла запомнить, читать, она выучила наизусть все главы Евангелия.
Владыка, принимавший экзамен, обратился к гимназистке: «Что вы можете рассказать о прощальной беседе Спасителя с учениками Евангелия от Иоанна, начиная с 13-ой главы?». Таисия ответила: «Я очень люблю эту беседу» и начала рассказывать ее слово в слово.
Владыка прослушал и 13-ю, и 14-ю и 15-ю главы и умилился сердцем и возблагодарил Бога за этот дар, который Господь даровал этой девочке. Потом она стала монахиней, игуменьей, и сегодня нет сомнения, что она в небесных обителях пребывает. Это доброе спасительное занятие.
Что касается предупреждения священника, который давал такой совет молиться по молитвослову, но не по памяти, можно предположить, что он призывал к тому, чтобы мы правильно вникали в смысл слов молитв, ибо, когда мы читаем по молитвослову, легче не ошибиться и не начать нести какую-то околесицу.
В качестве иллюстрации скажу, что священнику строго прописано в правилах, что службу он не должен и не может совершать по памяти, «из головы», потому что богослужение — это настолько ответственное и серьезное дело, что все должно быть точно, четко. И большинство священников и архиереев те молитвы, которые читаются за богослужением, возгласы, знают наизусть. Обратите внимание: всегда перед архиереем открывается книга, и он читает по книге. Священник держит в руках служебник, он читает по служебнику для того, чтобы не ошибиться, для того, чтобы враг не изъял из ума, не перековеркал слова и не испортил ход общественного богослужения.
Посему учите наизусть, а молитесь, если вы дословно помните слова и у вас есть такое желание, по памяти, сверяйте, чередуя: сегодня по памяти, а завтра по молитвослову, чтобы не было разнобоя. Думаю, что и одно принесет вам пользу и другое не навредит. И попросите об этом Бога: Господи, как Тебе угодно, чтобы я молилась — по книге или по памяти? Господь какими-то простыми вещами вам укажет. Или с духовником поговорите – это достоверная инстанция, которая помогает принять правильное решение. Благословит вас батюшка читать по молитвослову – вы проявите смирение – читайте по молитвослову; не окажется молитвослова, вы с радостью почитаете по памяти.
Вопрос телезрителя (Республика Марий Эл): Боятся ли бесы запаха ладана? Если не боятся, то какой смысл каждения ладаном в Церкви?
– Даже народная поговорка гласит, что нечистая сила боится ладана, но не самого ладана, а того действия, которое совершается при каждении. Каждение, когда ладан благоуханный освященный кладут на уголь – это, по сути, жертвоприношение, это жертвенник, жертва всесожжения, прообразом которого является еще ветхозаветные жертвоприношения, которые совершались.
Мы вспоминаем про Авеля и Каина, мы вспоминаем про Ноя и ветхозаветных патриархов, которые приносили такие жертвы. Мы помним про то законодательство, которое было дано Моисею. И Господь Бог говорит о том, какие жертвы ему приятны. Здесь же говорится о том, что есть жертвы мерзкие, противные, когда всесожжение приносится не должным образом, не посвящается Богу Живому, а посвящается каким-то идолам. Есть такие жертвоприношения, каждения, которые приятны Богу, которые восходят в волну благоухания духовного, а есть такие каждения, которые мерзость перед Богом.
Что касается каждения, которое совершается в Православной Церкви за богослужением – оно Богу приятно, богоугодно в том случае, если совершается священником, архиереем, если он понимает, что делает и если люди, которые собрались, обращены к Богу – такого богослужения, такого каждения, такой молитвы бесы очень боятся.
Если же это совершается с холодным сердцем, с гордостью, если это совершается какими-то раскольничьими, в ереси находящимися лицами, то такого рода каждение, оно может быть совершенно не страшно, не опасно для нечистой силы. Поэтому само по себе каждение может быть как угодным и страшным для нечистой силы, так и неугодным для Бога и очень желанным для этой нечистой силы.
Вопрос – кем совершается, кому посвящается, каким смыслом наполняется. Если мы это совершаем в лоне Церкви, если мы это совершаем дома по благословению и обращая каждение ко Христу, то, безусловно, оно Богу желанно и Богом в ответ благословляется.
Вопрос телезрителя: При вечерних или утренних молитвах во время чтения возникают различные мысли. Как избавиться от этих переживаний, от плохих мыслей и вникать в молитву? И читать ли вечером или утром с душою и правильной интонацией, и правильным помыслом?
– Начнем с того, что надо читать. Называется это чтение – Правило утром, вечером, днем. Надо читать не только глазами или ртом, но и умом и сердцем, стараясь разобраться в тех словах, которые написаны в молитвослове. Это не сразу получается. Враг это знает, поэтому пытается всячески отвратить ум и сделать тяжело носимым это Правило, чтобы ноги болели, чтобы спина чесалась, чтобы какие-то звуки вокруг раздавались. Потому, что молитва освящает человека, врагу рода человеческого это не угодно, и он как-то пытается свои палки вставить в колеса человека, подвижника, молитвенника.
Прежде всего, необходимо постоянство. Второе – внимательность, чтобы слова молитв хотя бы касались нашего ума. Третье – надо понимать – это не упражнение ума: я сейчас прочитаю и пойду куда-то, а это обращение к нашему Творцу, обращение к Богу.
Если открыть молитвослов, то там прямо написаны такие слова: прежде, чем начать молиться, постой малое время, пока твои чувства умирятся, улягутся и уже в этой тишине произносится: «Слава Тебе, Боже наш. Слава Тебе».
Эти рекомендации надо стараться соблюдать. Это как с лекарственными средствами: если написано в инструкции, что эти таблетки надо кушать перед едой, а вот эти – после еды, а вот эти – надо натощак. Эти рекомендации написали те, кто создавали эти лекарства. Они понимают, что представляют для организма лекарства до еды, и после еды. И те наставления, которые написаны в молитвослове: постой тихонько, умири свои чувства. Потом со вниманием и с доверием к тому, Кому ты произносишь эти слова – Богу-Отцу, Богу-Сыну, Богу-Духу Святому, Божией Матери, Святому Животворящему Кресту – сосредотачивай свой ум, всякий раз собирай. С течением времени это сосредоточение, это внимание Бог будет облегчать и молитва из сухого непонятного чтения, пения, будет переходить в ум, сердце, как это пишут святые люди. И будет приносить радость.
Когда вы встречаетесь с каким-то для вас близким человеком, к которому сердце ваше неравнодушно, то каждые пять минут разговора с ним приносят радость, потому что человек вам близкий, потому что вы дорожите отношением с этим человеком.
Молитва – это отношение, беседа с Богом. Если вы расположитесь к Нему так, как располагаетесь к близкому вам человеку, то это будет не монолог в пустоту – это будет беседа. Господь будет отвечать и спокойствием на сердце и вниманием ума и тем, что святые люди называют благодатью. У вас для этого все условия есть: думаю, что храмы екатеринбургские, Храм-на-Крови, то место, в котором вы имеете возможность находиться в тишине, — тренируйтесь там, упражняйтесь. Это будет добрым делом вашей молодой жизни.
Вопросы телезрителей-участников группы «В контакте». Наталья Гравшина спрашивает: Господь говорит: «Возьми Крест свой и иди за Мной». Какое истинное толкование этих слов? Валентина Пучкова пишет: Как понять выражение: «Нельзя сходить со Креста, а надо его нести до конца»?
Есть еще выражение «С Креста не сходят, с него снимают». Надо помнить слова Евангельские: «Претерпевший до конца – тот спасется». Жизненный путь дается нам не как удовольствие, которое надо получить, «получить от жизни все», вкусить как можно больше благ. Нет. «В поте лица своего будешь вкушать хлеб свой», и «земля восстанет против тебя» — это про нас сказано.
Жизнь земная – это не какое-то яркое путешествие, отдых, удовольствие, это некое наказание, которое несет падший человек. Но в этом трудном пути присутствие Бога, Его силы, Его благодати это наказание может сделать из горького и невыносимого — сладким и утешительным.
Что такое жизнь человека? Это путь к Богу. Если человек воспринимает свою жизнь как путь к Богу, а трудности — трудности семейной, монашеской жизни, трудности болезни, одиночества или, наоборот, «изобилия» людей – Крестом… Если мы не пытаемся сами по себе, своими человеческими силами нести эту жизненную тяготу, а понимаем, что в нашей жизни есть еще Господь Бог… Мы Его не видим, но Он есть. И Он нас любит и, читая Евангелие, видим, сколько Он для нас делает, ожидая только нашего обращения к Нему. Если мы свою тяготу обращаем к Богу, то происходит то, что происходит. Бог ради нас с вами взошел на Крест, претерпел страдания и теперь Господь — наш жизненный путь, наш Крест, Он помогает нам нести наш Крест, Он облегчает наш путь.
Очень красивый образ этого ношения, этого пути есть в творениях святителя Николая Сербского. Рассуждая об этом, он сравнивает нашу жизнь с полем, которое поросло колючками. Прожить жизнь – для этого надо перейти через это поле босыми ногами. Это очень тяжело, это невыносимо больно. И тот, кто попытается пройти, он должен испытать невероятные муки. Но если человек – христианин, если он уповает на Бога, то происходит то, что Господь такого человека поднимает на Свои руки и Своими стопами идет по этим колючкам, неся нас на руках.
Это соотношение крестоношения нашего личного: если мы пытаемся нести жизненный крест сами, то жизнь становится, как это путешествие по колючкам. Если же с верою мы обращаемся к Богу, если мы следуем заповедям Христовым… Иногда следование заповедям Христовым — это бывает тяжело. Иногда нам кажется, что это и есть Крест. Вот люди живут, пост не соблюдают, дружат, с кем хотят, смотрят, что хотят, едят-пьют то, что им вздумается — «О, какая хорошая жизнь!». Вот эти люди стопами своей души идут по колючкам зла и греха. Они ранят в кровь свои бессмертные души. И возможно, кто-то из них не дойдет до конца поля, потому что душа не выдерживает и жизнь заканчивается.
Если же человек христианин и с верой берет на себя Крест Христов — путь поста, молитвы, покаяния, жизни церковной, исполнения Заповедей, то Господь берет на руки такого человека.
Кто-то будет роптать: вот, мне неудобно тут находиться, меня Господь ведет по жизни (Он лежит на руках Христовых как на диване – «Мне неудобно лежать на этом диване!»). Но если бы он ощутил, каково без Бога, то, конечно, понял бы, сколько Господь делает для человека.
Поэтому «возьми Крест свой и следуй за Мною» — возьми всю свою жизненную тяготу, и какая бы она ни была, следуй Моим словам, Моим заповедям, научись любить Меня и тогда эту всю тяжесть Я возьму на Себя. Вот такой смысл скрыт в этих Евангельских словах.
Вопрос телезрителя: Что такое страх Божий и как его приобрести?
– Начнем с того, что есть такие вещи, которые можно приобрести: прийти в продуктовый магазин и приобрести продукты или прийти в магазин хозяйственный и приобрести хозтовары такие, какие мы хотим, исходя из наших средств и возможностей. Можно прийти в церковную лавку и купить книгу.
Но есть такие вещи, которые приобрести нельзя, это — Дар Божий. Ты приходишь в магазин и говоришь: «Продайте». А вам отвечают: «Это не продается». Тогда можно обратиться к директору магазина и сказать: «Продайте». Он скажет: «Могу только подарить».
Бог не продает Свои благодатные Дары, но дает их тому человеку, который действительно этого хочет, абсолютно даром и дает это тогда, когда человек способен воспринять этот Дар. Никогда ребенку не дадут в руки оружие, потому что это опасно, он еще не созрел. Никогда человеку необученному не дадут в руки скальпель и не скажут: «Вот, пожалуйста, делай операцию». Потому что он не готов нести такое служение.
Только когда человек вырос, пришел в сознание, его обучили, он подтвердил серьезность своих жизненных намерений, вот тогда ему доверяют какие-то серьезные дела.
Что касается Даров Божиих, в частности Страха Божия, — это Бог дает и тому человеку, который уже созрел, который захотел, обратился за помощью.
А как созревать? Это называется духовная жизнь. Святитель Феофан Затворник рассказывает о том, как на нее настроиться. Собираем весь свой жизненный опыт, сосредотачиваемся, задаем себе вопросы, какова моя вера, что готов я по своей вере сегодня сделать, готов ли я по вере своей обратиться к Богу вечером, помолиться: «Господи, даруй мне, научи меня Страху Твоему». Готов ли я прийти и сделать это не только дома, но в храме; готов ли я, придя в храм, не только помолиться, а еще послушать какое-то объявление, когда обращается Господь через священника: «Помогите, пожалуйста, прибраться к Пасхе, или помочь поучаствовать в какой-то благотворительной программе, или обратиться за запрет абортов, или пойти сделать какое-то богоугодное дело»?
Мы слышим, обращаемся и говорим: «Господи, я, конечно, устала, у меня столько дел важных, но я верю, что это Ты меня призываешь сейчас устами священника. Я откликнусь, я пойду, прошу Тебя, вот я сейчас буду это делать, превозмогая свою немощь, научи меня Страху Твоему, научи меня любви». И вы знаете, в какое-то время, в какой-то момент Господь покажет, что вот этот Дар вам дан, что искусству Страха Божия Он вас научает – вниманию, благоговению.
Страх Божий не в том смысле, что мы начинаем бояться Бога, но страх такой, что мы начинаем бояться оскорбить Бога — оскорбить Бога непосредственно либо оскорбить Бога, который присутствует в нашем ближнем. Это Дар Божий. Великим постом очень хорошо об этом помолиться и неожиданно обнаружить, что какая-то капелька этого страха прорастает в нашем сердце.
Дмитрий Бродовиков (ведущий): Иногда Страх Божий сравнивают со страхом перед физическим отцом, к которому мы относимся с уважением, почтительностью, любовью, радостью, и при этом имеем страх совершить что-либо противное воле своего отца. Это было бы в идеальном варианте, если бы в современном обществе осталось такое почтительное отношение к главе семейства.
– То, что произошло с Адамом, когда он отпал из Рая – вот это было отсутствие Страха Божия, он не побоялся сделать Богу больно – обмануть, и получилось то, что получилось. Если бы он с трепетом сказал: «Господи, прости за то, что я ослушался Тебя»… Если бы эта толика любви к Богу выразилась в страхе Его оскорбить, Его унизить, Его потерять, то, может быть, человеческая история шла иначе. Но что Адама винить? Смотрим на самих себя. Помоги Господи Великим постом этому научиться.
Вопрос телезрителя: Церковь у нас в деревне и один батюшка на два прихода. Службы у нас происходят только по субботам. Но везде читаешь, что самая важная служба – это в воскресение. У меня душа постоянно скорбит. Хочется, но ничего у нас не получается. Правильно ли мы делаем, что у нас служба проходит в субботу? Тут нет никакого расхождения, нарушения?
– Вы правильно делаете, что приходите в субботу на службу. Это очень хорошо. Это абсолютно правильно: тогда, когда служба есть, даже пусть она будет в понедельник или четверг, вы приходите. Это то, что обязательно нужно делать.
Когда священник приезжает, надо постараться, чтобы не только вы, но и другие жители вашей деревни пришли, чтобы храм был полный, переполнен, чтобы приглашали батюшку освятить дом, пособоровать старенькую бабушку. Сделать так, чтобы батюшка, находясь в вашей деревне, понимал, что настолько он востребован, настолько нужен здесь, что надо посвящать больше времени и внимания. Чтобы батюшка при встрече со своим епископом, владыкой, рассказал, что у нас есть такая деревня, что народ просто жаждет, а я там только по субботам могу служить. А вот там, где я служу по воскресеньям – там не так.
Надо привлекать. Человек, который летом хочет загорать – ищет место, где больше солнца, больше лучей, чтобы тени не было, чтобы солнце было в зените; он располагается так, чтобы поймать лучи солнца. Постарайтесь так расположиться вашим приходом, поговорите с теми людьми, которым это важно. Вот так расположиться, чтобы батюшка почувствовал, что здесь Бог, служба Божия так востребована, что этого мало, не хватает. Постарайтесь, чтобы приезд к вам батюшки был нетруден. Можете помочь с транспортом – помогите; можете накрыть стол после службы, собраться всем приходом за этим столом и пообщаться с батюшкой – соберитесь и пообщайтесь. Сделать так, чтобы ему не захотелось уезжать из вашей деревни: «Слушайте, так у вас хорошо – останусь до воскресенья». Будет вам в этом утешение.
Это диалог, который лучше решать не административными методами, а той жаждой, о которой говорится в Евангельском повествовании — были города, в которых Христа радушно встречали, как в самарянских городах, и Господь там проводил время и просвещал народ. А были города, которые, казалось, заслуживали Его внимания, как город Капернаум, а Господь говорит: «Горе тебе, Капернаум!», потому что столько силы, столько вам сделали — а все это не востребовано.
Бывают и сегодня такие города, в которых такой храм, такое благолепие, а люди не идут – горе тому городу, горе тому храму. Если в вашей деревне вы сможете приложить это усилие, то Господь вашу субботнюю молитву примет, как будто вы всю неделю молились, а батюшку утешит, и вас утешит, и будет вам хорошо. Воплощайте свое желание, свое боголюбие в делах, и чтобы это было насколько это возможно, массово. Стремитесь.
Вот смотришь на дерево: маленькое, хочу, чтобы оно было больше. Есть два способа: можно взять его за ствол и начать тянуть, но вы понимаете, что этот способ непродуктивный. А можно его поливать, окучить, удобрить, света побольше — постричь окружающие деревья, глядишь – оно начинает расти и естественным образом вырастает так, что потом удивляешься, каким большим оно стало. Это правильный конструктивный путь роста, в том числе и прихода.
Дмитрий Бродовиков (ведущий): Просим дать нашим телезрителям напутствие на вторую половину Великого Поста.
– Желаем всем постникам и молитвенникам доброго пути — оставшиеся дни Великого поста пройти в бодрости, в вере, в трудах и быть утешенными. И чтобы 16 апреля, в день Христова Воскресения, мы, действительно, воскресли вместе с Церковью, вместе со Христом и вошли в это ликование Пасхи.
Также владыка Евгений напомнил телезрителям, что 1 апреля в Екатеринбурге состоится 3-й Фестиваль постной кухни. Место действия: Екатеринбург, ул. Горького, 4, Центр архитектуры и дизайна. 9 апреля, в Вербное воскресение, Вход Господень в Иерусалим, в Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга пройдет традиционная Детская Литургия (поскольку Господь, входя в Иерусалим, был встречаем детьми).