15 марта 2017 года учителя Основ религиозных культур и светской этики школ Железнодорожного района Екатеринбурга приняли участие в методическом семинаре "О церковном расколе 17 века и о судьбах русского старообрядчества".
Как рассказали в Отделе по религиозному образованию и катехизации Екатеринбургской епархии, экскурс в историю для учителей провёл кандидат исторических наук, доцент УрФУ — Алексей Леонидович Соловьёв. Так, в ходе семинара он рассказал, что книги в старину делали из тряпок, страницы были шершавыми и что правка книг до патриарха Никона всё же происходила, но постепенно. И в книгах встречались ошибки.
В это время в России существовали языческие суеверия такие как: если икона не помогала, то икону могли высечь. В храмах было многоголосие — то есть когда и читали, и пели одновременно, чтобы сократить службу. По этим и многим другим причинам в Церкви назревала реформа, но с ней поторопились, отметил историк. Царь Алексей Михайлович желал этой реформы, в первую очередь, затем, чтобы показать величие России. Он пригласил восточных патриархов для участия в Соборе. Собор состоялся в 1666 году, и на нём патриарх Никон был отстранён от власти, и старообрядцы были объявлены еретиками. Старообрядцами были в то время около 25 % населения России.
В Церкви же любой откол от Матери Церкви считается трагедией. Старообрядцы остались стойки в вере, но потеряли благодать. Начались гонения на старообрядцев. Они сами устраивали самосожжения. Случилась настоящая трагедия, последствия которой и по сей день не преодолены. Часть духовенства перешла к старообрядцам. Старообрядческое духовенство умирало, и встал вопрос о том, где брать священников? И старообрядцы стали делиться "сами в себе".
Ни к чему хорошему это привести не могло, рассказал Алексей Соловьев. Появились различные ответвления -"беглопоповцы", "часовенные старообрядцы", "белокриницкое движение", "бегуны", "скопцы" и другие, которые по-своему толковали свои религиозные убеждения и искажали их ещё больше. В итоге, старообрядцы пытались сохранить свой род, свои традиции, свою веру, но зашли в тупик.
В конце семинара учителя задали интересующие их вопросы лектору и в процессе интересного осбуждения получили на них ответы, отметили организаторы семинара.