О событиях столетней давности, о том, в чем бывает явлен промысел Божий там, где мы видим лишь зло, о необходимости прославления Царской семьи во спасение наших душ — говорил вчера, 16 марта, в своем архипастырском слове, по завершении Литургии Преждеосвященных даров в храме во имя святых Царственных страстотерпцев поселка Кузино, епископ Среднеуральский Евгений:
— Вчера, 2 марта по старому стилю или 15 марта по новому, мы вспоминали события 100-летней давности, когда на станции Дно под Псковом был отрешён от власти благочестивый страстотерпец Государь Николай Александрович Романов. И в тот же день в селе Коломенском под Москвой Божия Матерь открыла свою особую заботу о нашей земле, явив свою икону, которая именуется "Державная".
После исследования историков стало известно, что эта икона долгое время находилась в одном из соборов Московского Кремля, взирая на царей, государей наших, а потом была перенесена в село Коломенское, положена в запасники и там была обретена сто лет назад. На этой иконе изображена Богородица, которая держит в одной руке Скипетр, а в другой руке Державу — символы царской власти, той власти, которую в тот же день на станции Дно люди попытались отнять у Императора Государя Николая Александровича и присвоить себе.
Что следует за беззаконием, сегодня мы услышали в словах Священного Писания, где живописалось, как происходил потоп, который Господь навёл на Землю, когда умножилось беззаконие, когда люди, совершенно забыв о своем человеческом и божественном достоинстве, забыв, Кто, ради чего и зачем привел их на эту землю, стали жить по своей испорченности, по своим похотям. И никакого ограничения в этой испорченности и в этой похоти не было… Пожалуй, если бы Господь не умертвил людей в беззаконии находящихся, то в том зле, которое они творили, люди уподобились бы самому сатане, стали бы бесами во плоти.
Господь, как кому-то кажется, жестоко поступает, насылая потоп — заполняются сначала какие-то низменности, потом равнины, люди начинают убегать от прибывающей воды, находят возвышенные места, поднимаются на холмы, но и холмы в скором времени заливает водой и находящиеся на них не могут найти спасения…
Затем и самые высокие горы с лихвой покрываются водной стихией, и только семья одного праведного человека, которого Господь знал и видел на земле – семья праведного Ноя, который готовился к этому событию, слушал Бога и Его повеления, строил Ковчег — его семья спасается от этой водной стихии.
Господь не из жестокости или равнодушия, или бессилия совершает это деяние, но как врач отсекает злокачественную опухоль от тела человека. Чтобы через отсечение этого тлетворного, мертвецкого образования сохранить жизнь самого человека.
Вот так Он отделяет малую часть праведных людей, которые помнят и знают, чтят Его, от множества людей, уже потерявших жизнь, её смысл, мёртвых духовно и умирающих физически.
Что-то подобное происходило и сто лет назад на станции с символичным названием Дно, поскольку отношения между Богом и людьми, между Творцом и творением на некогда святой Руси, действительно уже достигали дна, охлаждения.
Люди, вершившие этот переворот — генералы, особо приближённые вельможи — по-человечески рассуждая, считали, что гораздо лучше могут настроить ход общественной жизни. Они видели, что тяжёлая война уже близится к своему концу, понимали, что близка победа, скоро они войдут в полученные в результате войны земли, тогда уже и Константинополь, и греческие земли, и Палестина, где находится нынешний Израиль, — всё это по условиям победного мира должно было отойти к Российской Империи.
Какие лакомые куски достаются стране! И хорошо было бы, если бы в этой стране правил не Государь – «Не нужна нам власть помазанника Божия!». И ради этого были выстроены интриги, принесено много лжи, Государь был изолирован и принуждён к отречению от престола.
Историки, взирающие духовно во вчерашний день, свидетельствуют о том, что Государь принял отречение не потому, что его обманули, обложили заговором — «кругом трусость, предательство и обман» писал он в своем дневнике. Так мог бы поступить человек ограниченный, но не таков был Император Николай Александрович. Мы помним, что он сам управлял страной, сам прочитывал письма, которые к нему приходили и отвечал на них — у него не было личного секретаря, он прекрасно представлял, что и как происходит в его державе. Уж он-то мог принять меры, и кучка заговорщиков была бы очень быстро изничтожена, и всё было бы так, как раньше…
Но Государь поступает иначе. По свидетельству духовных лиц, Император был извещен — ни один, ни два, ни три раза — что наступит день, когда он будет вынужден оставить власть, оставить престол — в этом есть Воля Божия.
Об этом Императору Николаю Александровичу говорила блаженная Пелагея Дивеевская, когда он приезжал на прославление преподобного Серафима Саровского. Некое послание было оставлено ещё при Павле I пророком по имени Авель — оно было записано на бумагу и положено в ковчег, который находился в Гатчинском дворце и ожидал того правителя, который придёт через 100 лет и будет править Российской державой… В тот день Государь Император Николай Александрович, прочтя это послание, ни с кем не поделившись его содержанием, в глубоких думах отошел в свои покои… Воля Божия была известна этому человеку — он сумел в неприятных для него обстоятельствах оставить всё то, чем жил он, чем жила его семья — оставить ради Бога, ради Христа, исполняя Его повеления.
Люди, которые не понимают, ЧТО произошло на самом деле, его обвиняют: «Почему он так поступил? Столько крови пролилось, столько несчастий пришло на нашу землю…»
Но не потому несчастья пришли, что Государь оставил престол, а потому что народ отошел от Господа, потому что Божия правда была не нужна массе нашего народа.
Нечто подобное говорилось и в отношении Христа: «Как он мог? Почему не призвал на помощь 12 легионов ангелов, которые бы разорвали в клочья Иуду и приспешников книжников-фарисеев, воинов Пилата — чтобы Христос мог утвердиться и царствовал, как царь, и никто бы не смел пикнуть».
Господь смотрел глубже — он хотел исправить не политическую ситуацию в Иудее, в Иерусалимском царстве-государстве, а хотел исправить сердце человека. А оно исправляется через ту Жертву, которую Он принёс ради нас на Кресте.
И Государь Император Николай Александрович желал исправления души нашего народа — души народа, забывающего Бога. Поэтому он оставил возможность Богу творить вот это наказание, этот «потоп» — не водяной, но потоп крови, который пришёл на нашу землю, чтобы вразумились и пожелали искать Бога и Его Правду, а не похоти и прихоти своего сердца.
Мы сегодня вспоминаем те события и прославляем Государя Николая Александровича с его святой Венценосной семьёй, благодарим Бога и Матерь Божию за заботы о нашей земле — так получается, что Господь может зло обращать во благо.
Некогда императорский поезд Александра III сошел с рельсов и могло быть большое несчастье. Но Господь сохранил жизнь императорской семье, а по всей стране в знак благодарности были построены тысячи храмов. В этих храмах потом молились люди, каялись в своих грехах, спасали свои бессмертные души. И по сей день эти храмы стоят. Так Господь зло обратил во благо.
Зло, которое было совершено 100 лет назад нами, нашим народом, предавшим Государя Императора Николая II, было совершено давно, но Господь обращает его во благо. В нынешние времена здесь, в поселке Кузино, был воздвигнут храм во имя Святой Царской семьи. Вы приходите сюда помолиться, освятиться. Мы сегодня здесь радуемся, сердцем ликуем о том, что видим, о том, что здесь прославляется имя Царской семьи и здесь совершается спасение наших душ.
Желаю вам любить это место, дорожить им, приходить помолиться и привести тех людей, которые находятся рядом с нами и ещё не нашли этого пути к Храму Божиему. Чтобы дело спасения человеческого рода свершалось не только на страницах священных книг, но и на страницах нашей с вами жизни.
Помоги вам Бог свершать путь Великого поста, дожить до Пасхи, а до второго славного Пришествия дойти не отягощенными грехами и страстями.
Смотрите также: