По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

2 марта 2017

В.Р. Легойда: Нельзя подменять модель «учитель – ученик» моделью «покупатель – продавец»

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда в ходе своего интервью И.С. Угольникову в рамках программы «От первого лица» на телеканале ТРО указал на опасность коммерциализации образования и разрушения традиционной модели «учитель – ученик».

«Коммерциализация всего и вся, философия общества потребления проникла в сферы, в которых ее не должно быть. Причем проникла на уровне сознания. Российское общество приучили, что «клиент всегда прав». Возможно, так и должно быть в магазине, но нельзя это отношение переносить в ВУЗ или школу», — сказал В.Р. Легойда.

«Нельзя подменять модель «учитель – ученик» моделью «покупатель – продавец». Кто такой ученик? Это тот, кто способен слушать, слышать и слушаться. Если человек не умеет хотя бы чего-то одного из вышеперечисленного, он никогда ничему не научится», — добавил он.

Говоря об усиливающейся тенденции к размыванию авторитета учителя, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ рассказал о своем опыте обучения в США, где принято проводить ежегодный опрос студентов о каждом преподавателе. «Насколько я помню, от результатов этого анкетирования нередко зависит судьба преподавателя. Очень легко быть популярным преподавателем: ставь всем пятерки и рассказывай анекдоты на лекциях, и тебя будут обожать. Но есть вещи, которые гораздо менее популярны у студентов, но обязательно должны быть в учебном процессе», — отметил он.

«Стремительно увеличивает свою значимость развитие информационных технологий. Думаю, что ситуация будет меняться в сторону появления большого числа людей, которые при всех их квалификациях не смогу найти себе работу», — заявил представитель Церкви.

По словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, эти изменения означают, что в сфере образования уже невозможно будет игнорировать привычные для молодежи способы получения информации, каким бы образом не выстраивались отношения между учителем и учеником.

«Нельзя пытаться современных студентов заставить делать все, что делало в свое время старшее поколение, хотя определенные вещи, безусловно, надо отстаивать», — заключил В.Р. Легойда.

 

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат