Наместник Свято-Николаевского мужского монастыря игумен Иероним (Миронов) рассказал верхотурской газете «Новая жизнь» о своем служении Богу, о том, что изменилось в обители за четверть века и какая ведется работу по возрождению духовной жизни.
— Отец Иероним, Вы в Верхотурье с осени прошлого года. Наверное, уже успели как –то попривыкнуть к нашему небольшому, но самому старинному историческому городу Урала, который, как известно, справедливо называют Духовной столицей Урала. Верхотурцы также знают, что в монастыре назначен новый наместник. Хотелось бы, чтобы Вы поподробнее рассказали о себе, своем пути к Вере, о служении Богу в Православии, о том, где пришлось послужить ранее…
— Решение Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви о назначении меня наместником Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря было принято 21 октября 2016 года. 30 октября Высокопреосвященнейший митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил чин возведения в сан, с вручением игуменского посоха. С этого дня вступил на послушание управления обителью.
Свое служение в церкви я начал иподиаконом у блаженной памяти архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Мелхиседека, почившего в 2016 году. В 1993 году по благословлению Владыки поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1996 году и был направлен на церковное служение в Саратовскую епархию. 27 июня 1996 года по благословлению архиепископа Саратовского и Вольского Александра был пострижен в монашество с наречением имени Иероним в честь одного из древних подвижников веры – святого блаженного Иеронима Стридонского. Тогда же был рукоположен в сан иеродиакона, а в мае 1998 года – в сан иеромонаха. Исполнял разные послушания, в том числе был преподавателем в Саратовской духовной семинарии, заведующим библиотекой, проректором по воспитательной работе. Далее вновь служение в Екатеринбургской епархии, с октября 1999 года — священник Вознесенского подворья в Екатеринбурге, потом был приход преподобного Серафима Саровского, Троицкий собор, Ново-Тихвинский женский монастырь. С 2013 года настоятель прихода святого мученика Иоанна Воина в г. Березовском. Одновременно занимался преподавательской работой в Екатеринбургской духовной семинарии, в Миссионерском институте, был директором православной гимназии.
Если говорить об образовании, заочно закончил Московскую духовную Академию, в 2010 году аспирантуру в Уральском федеральном университете, защитил кандидатскую диссертацию по педагогике на тему «Воспитательный потенциал религиозной православной культуры, и его реализация в современном общем образовании». Кандидат педагогических наук.
Первое вышее светское образование – философский факультет Уральского государственного университета по специальности «социология». Но для себя сразу выбрал церковь. Служение Богу всегда совершается по призванию свыше. Сердце человеческое либо откликается, либо нет. Мне всегда казалось: служение Богу, проповедь Евангелия, слова Божия – самое важное общественное служение в России, необходимое для нашего народа, для Отечества.
— Что значит Верхотурье в Вашей жизни? Я думаю, что место в сердце оно заняло еще до Вашего назначения на должность игумена.
— Да, конечно, в Верхотурье я и раньше часто бывал. Впервые приехал сюда еще в 1991 году. В мае 1992 года принимал участие в перенесении мощей святого праведного Симеона: из Екатеринбурга в Верхотурье. Конечно, эти места –Верхотурье, Меркушино — для меня были окружены особым почитанием, я испытывал особую любовь к этому святому краю. Хотя, тогда и не думал, что стану игуменом монастыря. Это, прежде всего, очень серьезная ответственность: монастырь – одна из святынь Русской Православной Церкви. Но, если такова воля Божия, а я монах, то должен исполнять это послушание. Мы внутренне, духовно совершенствуемся на тех послушаниях, которые возлагает на нас Церковь. Обитель требует большого внимания, заботы. Разумеется, было очень много сделано за предыдущие годы, ведь уже четверть века прошло с тех пор, как комплекс Свято –Николаевского мужского монастыря был возвращен Русской Православной Церкви…Возобновлены богослужения, сформировалась монашеская община, проведена большая реставрационная работа. Но еще требуется очень много трудов и молитв, чтобы обитель приобрела прежнюю славу, тот облик, который имела до революционного разорения, над чем, наверное, придется потрудиться еще не одному поколению игуменов и монашествующих. Обитель – духовный светильник, который привлекает людей к Богу, здесь жизнь сосредоточена вокруг почитания святого праведного Симеона. Именно к нему едут паломники в Верхотурский монастырь, а мы лишь слуги и помощники, для того, чтобы вести людей к спасению. Чудеса по вере происходят также ради нашего духовного спасения, чтобы сердце и душу готовить к жизни вечной. Чтобы мы устремлялись в обители небесные, и готовили себя к этому.
— Четверть века с момента возрождения монастыря. Много это или мало? Я думаю, что за это время, все-таки произошло серьезное осознание духовных ценностей. Вера вернулась? Или общество еще так и не проснулось?
— Если сравнивать с началом двадцатого века, то мы даже статистически не досягаем показателей посещаемости верхотурских святынь. Если еще учитывать, что люди ходили на богомолья пешком, не было современных транспортных средств, столь развитой сети дорог. Из Екатеринбурга до Верхотурья сейчас добраться нетрудно: поезд, автобус, дорога неплохая. К сожалению, пока нет такого обилия паломников, какое было характерно для Верхотурской обители начала двадцатого века. Да, на Симеоновы дни очень много приезжает людей. Но бывает, и такое, что ежедневные службы совершаются в пустом храме. Мы всегда рады паломникам, готовы оказать гостеприимство – насколько это возможна в наших условиях, лишь бы у людей душа стремилась к верхотурским святыням… История строительства Крестовоздвиженского собора показывает, какой для того времени это был огромный проект в отношении небольшого уральского городка. Задача – вместить в этот храм всех жителей Верхотурья, где тогда проживало 5 тысяч человек, да еще все паломники в нем должны были разместиться. Да, он был переполнен! Сейчас, даже в великие и двунадесятые праздники, храм порой бывает заполнен даже не на половину, лишь на одну пятую часть. Пока мы не выполняем ту задачу, которая была поставлена строителями собора, поставлена Государем Императором, который выделял средства на его строительство. Не выполняем то, что задумали наши предки…Вот, когда собор в великие христианские праздники вновь будет переполнен молящимися, тогда можем сказать, что мы возродили наши российские традиции.
— Все же вера снова вошла в пласты нашей жизни. Люди вновь приходят в храмы: помолиться, хотя бы поставить свечу. Крестят детей, венчаются, отпевают близких. Свято –Николаевский мужской монастырь много внимания уделяет миссионерской, проповеднической деятельности: есть и общество «Трезвение» и православный музей, и православный театр… И, наверное, еще много чего замышляется на будущее.
— Да, обитель не замыкается в своей внутренней жизни. Да и это невозможно. У нас не удаленный скит, не пустынь. В миссионерском служении братии монастыря помогают православные миряне, которые также радеют о духовном возрождении… У нас замечательный музей, на высоком уровне ведётся музейная, экскурсионная работа, это нужно только развивать: духовно –просветительскую, научную деятельность. Социальная работа: вот в этом здании – четвертом братском корпусе, недавно отреставрированном трудами и заботами митрополита Кирилла, в актовом зале впервые прошли детские рождественские праздники, концерты. Общество «Трезвение» очень нужную и полезную работу ведет – борьба с алкогольной зависимостью, с вредными пороками и привычками.
Лично для себя свою жизнь в Верхотурье, свое служение в Верхотурье воспринимаю как крест, который надо нести. Чем на более высокое служение ставит Церковь человека, тем более внимательной и строгой должна быть его жизнь, его отношение к своему долгу, к этому самому служению. Это ответственность, но это и духовная радость: в обители ощущается внутрення связь с Богом , с Богородицей, святыми угодниками. Эта внутренняя связь заставляет больше усилий посвящать духовному совершенствованию, внутренней работе над собой. Мы здесь не только для того, чтобы благоукрасить храмы, построить как можно больше новых зданий. Нельзя оставить после себя только стены. Ведь, если наши предки заботились бы только о стенах и зданиях, не было бы ни этих стен, ни зданий….Когда эти стены имеют духовный смысл, совершается внутренняя брань, тогда Господь благословляет наши труды… «Ищите, прежде всего, Царствия Божьего, все остальное приложится вам».
Почему были в свое время поруганы храмы? Потому что люди охладели, им стали ненужны эти святыни. Оттого, что есть какое-то покаяние, Господь продлевает историческое время. Возрождение храмов в России идет от того, что людям они снова стали нужны. К сожалению, мы можем наблюдать, как в Западной Европе христианские храмы продаются с аукционов: под концертные или дискотечные залы, переоборудуются под мечети. Нет гонений, запретов на исповедание веры, но люди перестают ходить в храмы, их не на что становится содержать. Просто огонь веры погас, общество называет себя постхристианским. В России, к счастью не так, есть надежды на возрождение отеческой веры в ее полноте и силе.
Да, к нам сейчас приходит и много людей с поломанной судьбой, с внутренними проблемами, с потерянными жизненными ориентирами – это, кстати, особенность Верхотурской обители. Таких людей немало среди трудников монастыря. Но когда они внутренне восстанавливаются, меняют себя в лучшую сторону – можно говорить о важном миссионерском, общественном служении обители. О. Аркадий — руководитель общества «Трезвение» — совершает важную миссию: он борется за жизнь людей, и за их души. То же пьянство, наркотики – проблемы, характерные и для таких небольших городов, как Верхотурье: в силу сложившихся социальных условий, оттого, что здесь нет работы. Деятельность общества мы будем развивать, возможно, будет создаваться реабилитационный центр при монастыре. Я думаю, что надо восстанавливать и традиции земледелия – организовывать сельскохозяйственные общины, которые дадут людям возможность иметь работу и пропитание. Верхотурский монастырь славился когда-то и как центр ремесел, это тоже со временем надо возрождать.
Ведется работа по линии возрождения русской духовной культуры, работа с молодежью, конечно, хотелось бы, чтобы она была более активной. Взаимодействовать приходится и с простыми жителями Верхотурья и с представителями государственной власти. Встречался не раз с главой городского округа Алексеем Лихановым, главой администрации Василием Сизиковым. Нужно отметить, что власть Верхотурского округа поддерживает монастырь, надеюсь, это плодотворное сотрудничество продолжится и в дальнейшем.
Надо идти совместными усилиями не только к внешнему возрождению стен и зданий, но и к возрождению душ человеческих.
— Остров веры на утесе, на холме. Так смотрится Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. Что бы Вы самое главное, самое ёмкое сказали в нескольких словах в завершение нашей беседы?
— Жизнь по евангельским заповедям каждому человеку надо воспринимать не как стороннему наблюдателю. Этой жизнью надо жить. Надо по воскресеньям приходить в храм – это начало христианской жизни, поступок достойный патриота России, ее гражданина…
Записал Михаил СМЫШЛЯЕВ, газета "Новая жизнь"