По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

13 февраля 2017

«Можно ли себя поставить на место исповедника веры?»: в Успенском храме на Эльмаше прошел разговор о новомучениках

В храме во имя Успения Пресвятой Богородицы (на Эльмаше) в 2017 году проходят встречи на тему уроков прошедшего столетия. В беседах всегда о участвуют настоятель храма протоиерей Сергий Суханов, дети воскресной школы и их родители, прихожане.

Первая встреча состоялась в январе текущего года  и была посвящена Святителю Тихону,  патриарху Московскому. Пятого и двенадцатого февраля были проведены две новых встречи. Ребята из воскресной школы вместе со своими родителями посмотрели художественный фильм о святителе Луке Крымском «Излечить страх (Лука)» и мультфильм Натальи Федченко «Свет Неугасимый». После просмотра состоялся разговор об открытом исповедании Бога в годы гонений и в наши дни.

Как рассказали организаторы мероприятия, диалог ребят и взрослых шел о том, насколько трудно было сохранить веру во времена гонений. О том, каких сил стоило сделать выбор между относительно благополучной жизнью атеиста и существованием верующего, «отсталого элемента, церковника», как называли таких людей в советское время. В фильме о святителе Луке Войно-Ясенецком показан этот выбор. Валентин (мирское имя Владыки Луки) становится монахом и священником именно тогда, когда даже слово «Бог» боялись произносить.

Герой второго  фильма, просмотренного на встречах – школьник, ровесник юных зрителей прихода.  В раннем детстве герой, увидев на одной из улиц Иверскую икону Божией Матери, узнает от своей бабушки историю образа. Мальчик взрослеет, наступает советское время. Бабушка приносит домой выброшенную на улицу темную икону. Внук-школьник должен принести икону на пионерский костер или потерять дружбу своих товарищей. Пройдя через страх и слабость, мальчик решается спасти икону, исповедует свою веру.

По очереди, беря микрофон, ребята делились с отцом Сергием и друг с другом мыслями об увиденном на экране.

— Надо помнить об этом страхе, который был во время гонений, — сказала Арина Титуева, 11 лет.

— А можно ли себя поставить на место исповедника веры? В наше современное время? Нет у нас сегодня подобных ситуаций?  – задал вопрос отец Сергий Суханов.

— Есть. Только они не такие открытые, как в советское время

— Тогда штыками пытались загнать людей в «светлое будущее». И Бога изгоняли из жизни советского общества. А сегодня что? – снова спросил отец Сергий.

— В обществе ты, как верующий, постоянно сегодня отличаешься. Становишься среди одноклассников «белой вороной», предметом насмешек за свое поведение. Вокруг хотят, чтобы ты был как все. Все, это те, кого не интересует духовная жизнь. У них свои интересы, и проще всего – не выделяться, быть как они, — поведала Ксения Бойко, 13 лет.

— Нам сейчас, конечно, гораздо легче, чем в годы открытых гонений. Нет такого запрещения веры. Но и сегодня мы не всегда открыто заявляем, что мы – верующие. Нам очень посчастливилось жить в такое время, когда нет открытых нападений на церковь. Но и сегодня есть люди, которые агрессивно относятся ко всему, что связано с Богом, к тому, что ты говоришь о вере, — отметила Мария Бойцова, 16 лет.

— А почему, откуда эта агрессия, как вы считаете? В советское время считалось, что Бог мешает на пути к так называемому «светлому будущему». Сегодня православные люди что – мешают строить светлое «завтра»? – предложил задуматься батюшка.

— Нет, не в этом дело. Сегодня многие относятся к церкви, как к организации, которая будто бы отнимает памятники культуры, всё под себя «подминает». А к тем, кто идёт в церковь, отношение такое: вы несёте в церковь деньги, а она богатеет, а вы ничего от этого не получаете. То есть взгляд на церковь только с материальной точки зрения, — поделилась Анна Бойко, 16 лет.

— А почему именно с этой точки зрения так смотрят на церковь? – спросил настоятель.

— Потому что сегодня это главной ценностью для людей стали деньги, — раздались голоса в зале.

— То есть для многих людей сегодня главный критерий оценки всего – денежный, материальный, а не духовный, — сделал вывод батюшка.

Есть ещё одно испытание сегодня. Это со стороны разных родственников. Они начинают нам говорить: «Зачем ты ходишь в эту церковь? Живи как все люди, по-современному, без церкви», — отметила снова Арина Титуева.

— Да. А ещё вокруг говорит старшее поколение: «Мы вот жизнь без церкви прожили – и всё у нас хорошо. А ты в церковь ходишь – а у тебя всё равно проблемы», — подключилась Анна Бойко.

— А действительно — зачем ходите? – спросил отец Сергий. – У вас что – проблем меньше становится? Или деньги прибавляются? Зачем быть «иным», не таким, как требует мир?

—  Просто, это же «на потом», не для этой жизни! Для вечной! – сказала Ксения Бойко.

— А вы что – жить вечно, что ли, хотите? Поднимите руки, кто собирается жить вечно! – улыбнулся батюшка. Руки подняли все.

— А деньги-то там, где вы будете жить вечно, будут? – продолжал допытываться отец Сергий.

— Нет, конечно! Там духовные богатства только! – раздались голоса.

— Вот в чём дело… Вы правы. Я много в своей жизни отпевал людей, и ни разу не видел, чтобы к гробу была привязана тележка с имуществом, накопленным за жизнь. Материальное, конечно, нужно в земной, временной, жизни. Но важно, чтобы была соблюдена иерархия ценностей, и материальное не становилось важнее души, – сказал батюшка.

В таком русле продолжался весь разговор. После, обращаясь к родителям, отец Сергий заключил:

— Важно то, что мы вкладываем в детей. Нам проще, чтобы ребёнок посидел у телевизора или уткнулся в компьютер – нам некогда общаться с ним, семью надо обеспечивать, чтобы было не хуже, чем у других. И эта забота занимает все наши силы и время. Нам проще от ребенка откупиться. И таким образом получается, что мы сами подталкиваем своих детей к неправильному выбору. Не к Богу, а к тому, чтобы быть «как все». Исповедание Христа может совершаться каждый день в любом нашем поступке – и у родителей, и у детей. Давайте будем помнить об этом.

 

Смотрите также:

Что дает совместное паломничество? Необычный урок прошел в школе Успенского храма на Эльмаше