Высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский открыл сегодня, 4 февраля, пленарное заседание V Международной научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История», посвященной памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Сердечно поприветствовав участников и гостей V Международной научно-богословской конференции, владыка Кирилл выступил с приветственным словом, в котором подчеркнул важность и уникальность миссии хранителей истории Церкви.
«Сто лет назад, в такие же февральские дни, совершились события, ставшие началом тех грандиозных и во многом катастрофических перемен, плоды которых видны и сегодня, — отметил митрополит. — Церковный историк служит Богу, сказавшему о Себе: «Я — Господь, изрекающий правду — и открывающий истину" (Ис.45:19). Это возлагает на него особенную обязанность беспристрастности, быть поистине обременённым правдой, ибо она бывает иногда очень тяжела. Но это даёт ему и выгодное своеобразие. Потому что историк, взирающий прошлое взглядом Бога, не боится видеть в ткани прошедшего времени и позор и славу, и упадок и вдохновение, и грех и святость. Как раз это – возможность и даже обязанность видеть святость – преимущество церковного историка».
Владыка Кирилл заметил, что подлинная история пишется именно святостью. Грех же является бунтом против Творца веков, а значит в определенном смысле явлением антиисторичным, но, тем не менее, очень важным для исследования, поскольку осо́знанные и оплаканные ошибки дают возможность через тайну покаяния избежать повторения греха в будущем. И в этом смысле церковный историк является не только бессильным наблюдателем событий, лишь отчасти угадывающим их закономерности, но становится сам творцом истории в той части, в какой она поддается изменению – в создании будущего.
«Видеть ошибки и даже сожалеть о них может и неверующий человек. Но, как известно из слов апостола Павла: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор 7:10). Человек, не имеющий творческой покаянной силы творить обновлённое будущее, а также мужества принять и понести минувшее, вынужден искажать прошлое, обелять или очернять события в угоду той или иной моде», — сказал архиерей.
В обращении к участникам и гостям конференции Высокопреосвященнейший Кирилл отметил, что события 1917 года стали следствием множества причин, сложных, во многом еще требующих научной и общественной дискуссии, а вернее диалога, попытки понять, и определить главное.
«Наступивший год является не только воспоминанием о трагических аспектах событий столетней давности, но и совершенно небывалой славы и духовной силы нашей Матери Церкви, воспитавшей тысячи святых мучеников и страстотерпцев, — сказал владыка. – 1917-й год — начало гонений на Русскую Церковь, начало сонма исповедников, которые как красивые цветы украшают нашу Церковь. Одним из них был Святейший Патриарх Тихон, избранный на Московский Первосвятительский престол в дни Октябрьского переворота. Поэтому мы говорим словами псалмопевца царя Давида: «Вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс. 29:6) и после скорбных воспоминаний кровавых гонений радостно торжествуем столетие восстановления Патриаршества и благодарим Господа Бога за то, что каждый из Патриархов новейшего времени был человеком ярким, удивительным и глубоким».
По словам митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, эти слова в полной мере относятся и к нынешнему Предстоятелю нашей Церкви, Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, Предстоятелю Русской Православной Церкви.
Обращаясь в завершение своего выступления к участникам и гостям конференции, митрополит Кирилл пожелал, чтобы «наше собрание, общение обогатили всех нас не только новыми знаниями, сколько новыми смыслами, новым прочтением фактов нашей истории, погружением в богословское наследие нашей многострадальной, но славной и многоплодной Матери Церкви».
Отметим, первое пленарное заседание проходило в актовом зале Епархиального управления. Вниманию его участников представили свои доклады почетные гости конференции: митрополит Смоленский и Рославльский Исидор, ректор Смоленской духовной семинарии; ректор Русской христианской гуманитарной академии, доктор философских наук Дмитрий Богатырев из Санкт-Петербурга, а также гость из Москвы — священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, к.ист.н., профессор кафедры истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.