В Молодежном киноклубе Миссионерского института Екатеринбургской епархии состоялся просмотр художественного фильма Юрия Быкова «Дурак» (2014 г.), снятый им по собственному сценарию. Молодой режиссёр уже успел заявить о себе такими фильмами, как «Майор» и «Жить».
На первый взгляд, фильм с эпатажным названием «Дурак» снят в жанре социальной драмы. Автор не жалеет красок для изображения коррумпированной верхушки обычного провинциального города. Персонажи узнаваемы. Глава администрации Галаганова по кличке «Мама» (актриса Наталья Суркова) – умная, властная дама с яркой внешностью цепко держит в своем женском кулачке всех первых лиц города. Ею в свою очередь манипулирует «серый кардинал» – заместитель мэра (актер Юрий Цурило).
В сплоченной компании давно потерявших честь и совесть чиновников все прекрасно знают все друг о друге: кто сколько «кладет в карман» с любых сумм, выделенных на нужды города, кто и за что берет «откаты» и на какие личные нужды потрачены городские деньги. До поры до времени это всех устраивает и обеспечивает безбедное существование. Кажется, это так и будет – до заслуженного отдыха на пенсии, которую «слуги народа» рассчитывают безбедно прожить в просторных коттеджах, построенных на ворованные средства.
Конфликтная ситуация возникает неожиданно. Молодой слесарь-сантехник Артём Быстров (актер Дмитрий Никитин), выехавший на аварию в многоэтажное общежитие, расположенное на чужом участке, обнаруживает, что причиной лопнувшей трубы являются непоправимые дефекты здания. Артём является студентом-заочником строительного вуза и свои догадки он проверяет дома: роется в учебниках и компьютерных программах. Вывод приводит в его ужас: общежитие, в котором проживают более 800 человек, может рухнуть в любую секунду. Артём принимает спонтанное решение – немедленно поставить в известность власти города.
Но собравшиеся на юбилее «Мамы» чиновники не торопятся эвакуировать людей. Долго, не стесняясь в выражениях, они выясняют, какие суммы осели у них в карманах и чем грозит им финансовая проверка, которая обязательно будет назначена в случае обрушения многоэтажного общежития. Результат обсуждения оказался предсказуемым. После почти ритуального сожжения финансовых документов, «серый кардинал» ставит «Маму» перед выбором: либо эвакуировать общежитие и получить массу проблем, либо продолжать спокойно жить в воровской команде по привычным правилам, для чего необходимо найти «виноватых», которые должны «сбежать» из города от надвигающейся ответственности. Конечно, «Мама» в очередной раз последовала совету своего покровителя и дает задание принять меры начальнику полицейского главка.
Легко обманув доверчивого сантехника, полицейские сажают его в свой служебный автомобиль. Туда же, под предлогом организации расселения общежития, приглашают начальника пожарной охраны Матюгина и начальника ЖКХ города Федотова, присвоившего деньги, выделенные на капитальный ремонт общежития. Вместо того, чтобы подъехать к общежитию, машина следует в самое глухое место. Матюгин и Федотов начинают понимать, что их везут убивать. Близость смерти пробуждает в Федотове человеческие чувства, и он чудом уговаривает полицейских отпустить своего молодого подчиненного. Пообещав скрыться из города, Артём Быстров убегает, почти не веря в свое спасение.
С этого момента сюжет, который вначале укладывался в рамки социальной драмы, перерастает в нечто большее. Наспех собрав молодую жену с ребенком (актриса Дарья Мороз) и выслушав наставления насмерть перепуганной матери, сантехник мчится на машине за пределы города, но, проезжая мимо общежития, он видит, что никаких мероприятий по эвакуации людей не проводится. Несмотря на сопротивление жены, Артём убеждает её уехать в безопасное место, а сам бежит в обречённое здание. Он уже не думает о себе, хотя только что был свидетелем убийства Матюгина и Федотова. Артём носится по грязным, тёмным коридорам и будит мирно спящих жильцов криками «Здание сейчас рухнет! Спасайтесь!»
Недоумевающие заспанные жильцы нехотя выползают на улицу, и зритель воочию видит, ради кого мечется и рискует жизнью главный герой, не устающий повторять: «Там же люди, там люди!»
«Люди» – жители общежития, показаны как типичные обитатели трущоб. Непрерывно пирующие в тесной грязной комнатке личности с татуировками. Ничего не соображающие из-за побоев вечно пьяных мужей женщины. Обкуренные наркотиками подростки, тусующиеся в тёмных углах …
Режиссер демонстрирует нам истинную причину социального неблагополучия. Пока люди будут такими, с ними можно делать что угодно. Всегда найдутся чинуши, которые будут наживать состояния на чужих скорбях.
Финал фильма трагичен. Один из обитателей общежития, «кухонный боксёр», постоянно молотящий жену и дочь из-за денег на очередную бутылку (актер Дмитрий Куличков), настраивает толпу против Артёма. Сантехника забивают насмерть, а жильцы возвращаются в здание общежития, которое вот-вот рухнет.
Зайнуров Андрей Анатольевич, руководитель кинколуба Миссионерского института:
– Это фильм-притча. Местами он наивен. Но главное достижение создателей фильма – это образ главного героя. Артём Быстров, являющийся с точки зрения родных и близких «дураком» – это современный «князь Мышкин», для которого главное – это спасение людей. Конечно, он видит, какой контингент проживает в общежитии. Но он их жалеет и до последнего надеется спасти. Его поведение невозможно объяснить с точки зрения человеческого разума, его действия продиктованы чувством простой человеческой справедливости, которая все реже встречается в наши дни.
Недаром фильм посвящен памяти безвременно ушедшего режиссёра Алексея Балабанова, также обостренно воспринимавшего проблемы современности.
Исполнитель главной роли актёр Дмитрий Никитин удостоен призом за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Локарно, а сам фильм получил премию «Ника» за лучшую режиссуру и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков «За бескомпромиссность художественного высказывания».