По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

8 марта 2016

8 марта — престольный праздник Иоанно-Предтеченского собора

8 марта 2016 года один из старейших храмов Екатеринбурга, треть века бывший главным храмом Урала, — Иоанно-Предтеченский собор отметил свой престольный праздник — Первое и Второе обретение главы Иоанно-Предтечи.

История Иоанно-Предтеченского храма

Храм был заложен 15 сентября 1846 года как однопрестольный в честь рождества Иоанна Предтечи.

12 сентября 1860 года храм был освящен епископом Екатеринбургским Варлаамом. В 1886 году по благословению епископа Екатеринбургского Нафанаила были заложены два придела. Северный, Никольский, был освящен 27 декабря 1887 года, а южный, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», — 3 июня 1888 года.

В марте 1930 года из-за широкомасштабной антицерковной кампании состоялось объединение духовенства и религиозных общин закрытых Александро-Невского собора и Всехсвятской церкви ВИЗа с Иоанно-Предтеченским храмом. В храм перенёс свою кафедру митрополит Свердловский и Уральский Григорий (Яцковский).

7 сентября 1943 года указом Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) на Свердловскую кафедру был назначен архиепископ Варлаам. Иоанно-Предтеченский собор становится кафедральным собором Свердловской епархии. А учитывая тот факт, что с 60-х годов Свердловский архиерей возглавлял Курганскую и Челябинскую епархии, то храм почти треть века был главным храмом Урала и в то же время — единственным храмом Свердловска, население которого к 1970 году превысило миллион человек.

В 1957 году при входе в храм с правой и левой сторон были пристроены деревянные тамбуры. Это позволило увеличить его вместимость на 80-100 человек. Алтарная часть была также увеличена с обеих сторон деревянными верандами. В том же году в левом подвале была устроена требная комната для отпеваний и панихид, а в правом подвале — крестильное помещение.

В 1988 году в Храме был вновь разрешён колокольный звон. В 1991 году было построено новое крестильное помещение, а в прежнем помещении в сентябре 1994 года были перезахоронены торжественно перенесённые останки архиепископа Свердловского Климента.

8 марта (24 февраля ст.стиль) — Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи 

Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.

Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы

По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.

Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы.