2 февраля 2016 года в Свято-Николаевский верхотурский мужской монастырь из города Серпухова прибыла икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша».
Эта икона – точный список с чудотворного образа Высоцкого монастыря, написанный ученицей иконописца Александра Соколова. В Екатеринбургской епархии такой образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» единственный. Он был сделан по заказу игумена Верхотурского монастыря Лавра (Короткова) специально для обители.
В Крестовоздвиженском соборе, где будет постоянно находиться икона, был отслужен молебен с чтением акафиста Божьей Матери. Перед иконой пришли помолиться прихожане городских храмов и монастырей, трудники обители, посещающие общество «Трезвение», а также участники клуба русской духовной культуры «Благовест», жители Верхотурья и все те, кто в своей жизни так или иначе сталкивался с проблемой алкоголизма в своих семьях.
Молебен совершили насельники монастыря: иеромонах Филарет, доставивший икону из Серпухова в Верхотурье, и иеромонах Аркадий, помощник благочинного по утверждению трезвости и профилактике алкогольной зависимости. По окончании молебна отец Аркадий произнес проникновенную проповедь с призывом людям приходить в монастырь молиться перед иконой, всегда призывать на помощь Матерь Божию. И призвал к молитве перед иконой каждый понедельник всех страждущих страстью винопития, табакокурения и наркомании верхотурцев и паломников.
Икона «Неупиваемая Чаша»
30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона "Неупиваемая Чаша" была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.
Явление первообраза иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: "Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом".
Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.
Придя в монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: "Неупиваемая Чаша"! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.
Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.