По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

27 января 2016

Первый помощник Правящего архиерея протоиерей Алексий Кульберг принял участие в секции «Воспитание и образование» IV Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации

26 января 2016 года в рамках IV Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прошла секция «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты».

Сопредседателями секции, прошедшей 26 января 2016 года в рамках IV Рождественских парламентских встреч, стали Председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина и заместитель Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин).

В заседании также приняли участие заместитель Председателя СФ Ильяс Умаханов, председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Сергей Щеблыгин, сенаторы, депутаты Московской городской Думы, представители Российской академии образования, регионов, образовательных, общественных, научных организаций, институтов гражданского общества, эксперты.

Русскую Православную Церковь представили митрополиты Казанский и Татарстанский Феофан, Саратовский и Вольский Лонгин, Смоленский и Рославльский Исидор, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, первый помощник Правящего архиерея Екатеринбургской епархии протоиерей Алексий Кульберг, сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Сам митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий не смог принять участие в дискуссии в силу болезни. По благословению архиерея, его програмный доклад озвучил игумен Митрофан.

Открывая работу секции, Зинаида Драгункина отметила, что заседание секции посвящено вопросам, без решения которых невозможно достойно ответить на вызовы времени. «Речь идет о духовно-нравственных аспектах воспитания и образования. Именно эти вопросы мы задаем практически ежедневно себе, своим детям, учителям, обществу», — сказала она.

По словам сенатора, нельзя забывать уникальный опыт и лучшие традиции отечественной образовательной школы. «Образование в России неразрывно связано с нашей культурой, религией, принципами коллективизма и соборности. Оно может развиваться только при сочетании трех компонентов: просвещения души, обучения ума и воспитания сердца», — сказала Драгункина.

Парламентарий подчеркнула, что для достижения национального единства и нравственного возрождения необходимо продолжать укреплять диалог и взаимодействие государства, общества и церкви. «И ежегодные Рождественские чтения — тому подтверждение».

Сенатор отметила, что, согласно поставленной Президентом РФ масштабной цели необходимо в ближайшее десятилетие сделать российскую школу одной из лучших в мире. «Наши дети должны быть не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой. Такая задача должна объединить все политические силы, уровни власти, общественные институты, граждан страны», — сказала Зинаида Драгункина.

Она напомнила, что по инициативе и при активном участии Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей во главе с Валентиной Матвиенко разработана Стратегия развития воспитания детей в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Правительством 29 мая 2015 года. «Самое главное — наконец начать работать по реализации этой Стратегии», — подчеркнула Зинаида Драгункина.

В своём докладе митрополит Меркурий отмечает, что сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей является одной из приоритетных стратегических задач в сфере обеспечения национальной безопасности Отечества. «Закрепляя участие традиционных религиозных организаций в образовании, современное российское законодательство де-факто признает важность формирования общественного согласия на основе базисных духовно-нравственных ценностей», — процитировал иерарха отец Митрофан, добавив, что здесь «крайне необходимо создать адекватные образовательные условия для приобщения детей к традиционной духовной культуре нашего народа».

По мнению митрополита Меркурия, чтобы эти традиционные духовно-нравственные ценности находили отклик в сердцах юношества, необходимо, чтобы они «также жили в сердцах их учителей, воспитателей, преподавателей и наставников». «Слова назидают — примеры влекут, гласит известная народная пословица. Привлечение представителей Церкви к подготовке учителей, разработке и экспертизе учебников по православной культуре — это не просто дань добрым государственно-конфессиональным отношениям. Это та самая живая связь с традицией, с теми корнями, которые продолжают питать устойчивость России», — уверен иерарх.

Подчеркивая необходимость расширения преподавания в учебных заведениях Основ религиозной культуры, Председатель Синодального отдела религиозного образования отметил: «Всем нам, не только Церкви, нужна полноценная система духовно-нравственного образования в школе, гарантия возможности изучения православной культуры в любой школе по всем годам обучения, в необходимом объеме и с нужным качеством образования».

Касаясь вопроса важности развития конфессионального образования, митрополит Меркурий отметил, что православные школы — это по-настоящему центры духовно-нравственного воспитания и не только для детей из церковных семей, но трудности, с которыми приходится сталкиваться таким образовательным организациям, зачастую отнюдь не содержательного и организационного порядка. «К сожалению, материальные затруднения останавливают, нивелируют очень важные и интересные инициативы талантливых педагогов и наставников», — сказал архиерей, добавив, что «эти драгоценные проявления человеческого духа, его победы над серостью и меркантилизмом нуждаются в существенной поддержке и внимании со стороны государства и общества не меньше, чем многодетные семьи или социально незащищенные слои населения».

По словам митрополита Меркурия, нравственная, патриотическая, добрая, способная к состраданию и солидарности молодёжь — «это, пожалуй, лучшее, чего может желать любое общество».

«Возможность полноценного приобщения учащихся в детских садах, школах, вузах к традиционным религиозным культурам, духовно-нравственным ценностям, безусловно, является прямым следствием согласованности наших позиций, взаимных усилий, направленных на созидание российского образования на принципах его исторической и культурной преемственности, с учетом нашего богатейшего культурного и духовного наследия», — заключил иерарх.

Первый заместитель Министра образования и науки РФ Наталья Третьяк заявила, что вопросы воспитания подрастающего поколения являются задачей всех слоев и различных институтов гражданского общества. Об этом говорится, в частности, в Стратегии развития воспитания детей в РФ. «И безусловно, роль Российской Православной Церкви в вопросах духовно-нравственного воспитания сложно переоценить», — подчеркнула Третьяк.