По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

6 ноября 2015

Доклад протоиерея Алексия Кульберга на открытии Рождественских чтений в Екатеринбурге

2 ноября 2015 года в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета состоялось торжественное открытие Регионального этапа ХХIV Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году тема проводимого национального церковно-государственного форума – «Традиция и новации: культура, общество, личность».

На пленарном заседании перед собравшимися с докладами выступили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, Первый помощник Правящего архиерея протоиерей Алексий Кульберг, министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов, начальник Управления образования администрации города Екатеринбурга Евгения Умникова,  писатель и теле- и радиоведущий протоиерей Андрей Ткачев и другие приглашенные гости.

Предлагаем Вашему вниманию доклад протоиерея Алексия Кульберга, первого помощника Правящего архиерея Екатеринбургской епархии.

 

Уважаемое и досточтимое Высокое Собрание!

Мой доклад будет носить практический характер. На этой трибуне я представляю Отдел образования Екатеринбургской Епархии, который является церковным аналогом регионального Министерства образования. Моя задача – кратко познакомить Вас с потенциалом Отдела образования, который может быть реально полезен, и востребован администрациями и педагогами в муниципалитетах.

Но прежде, резонные вопросы, которые могли бы прозвучать из зала: «А зачем нам сотрудничать с каким-то там отделом? Церковь у нас отделена от Государства, религиозных обрядов в муниципальной системе не совершается, о чем сотрудничество? У вас есть храмы и семинарии, у нас своя система учреждений и работы с ними, – давайте пастись каждый в своем огороде. Не надо вторгаться в нашу жизнь».

Абсолютно справедливые вопросы, по адресу, так сказать. И я был бы рад и даже счастлив возможности, чтобы именно все и было в наших отношениях если бы не одно «но». «Но» – одно, но какое оно!

Здесь, как в медицине. Если человек здоров, то лечить его не надо. Но если налицо болезненные симптомы, то необходимы и диагностика и правильное лечение. Иначе – либо человек умрет, либо доктора посадят.

Если мы проанализируем общественную, социальную, демографическую, криминальную обстановку каждый в своем районе, поселке, городе, учреждении, попытаемся понять, здорово ли общество региона? Или может выздоравливает?

Аналитических подходов для ответа на эти вопросы существует множество. Предложу два индикатора, чтобы продиагностировать наше общество и ответить на вопрос: «Здорово ли общество?».

Первый – анализ Яндекс-новостей. Я открываю новости Свердловской области. Робот выбирает из опубликованных новостей самые значимые и самые читаемые. Это своего рода зеркало общества. Нашего общества, в этом регионе. С одной стороны, в Яндексе отображается то, что реально происходит, а с другой, то, что люди хотят читать, что востребовано общественным вниманием.

Я изучил новостную ленту нашего региона, Челябинской области, Калининградской, Тамбовской, Москвы и Чеченской республики. Выводы.

Регион

«Обычная» новость / Криминальная новость

Чечня

5 / 1

Тамбов

5 / 1

Калининград

4 / 1

Москва

2 / 1

Свердловская

2 / 1

Челябинская

1.5 / 1

Это своего рода коэффициент криминализации сознания населения региона. Кстати, замечу, что этот коэффициент абсолютно коррелирует с показателями по уровню преступности в регионах. Вывод – наш регион по версии Яндекс проблемный регион.

Это свидетельство о криминализации через призму «Яндекса». Убежден, что и без интернета у вас есть своя статистика и свои подсчёты, они, к сожалению, вряд ли скажут нам о нравственном здоровье общества.

 

Мне было интересно сопоставить эти показатели криминальности с религиозностью населения этих же регионов. В качестве индикатора мною взят тот самый школьный предмет ОРКСЭ.  Напомню, что в рамках предмета школьникам предлагается к изучению культура одной из четырех традиционных религий или так называемая светская этика.

Регион

«Обычная» новость / Криминальная новость

% выбора конфессиональных модулей ОРКСЭ

Чечня

5 / 1

99 %

Тамбов

5 / 1

92 %

Калининград

4 / 1

50 %

Москва

2 / 1

20 %

Свердловская

2 / 1

17 %

Челябинская

1.5 / 1

13 %

 

Закономерность очевидна. Чем выше интерес к традиционной религии в регионе, тем ниже интерес к криминалу и преступности. Я представил цифры шести регионов России, но те же показатели по другим республикам и областям абсолютно подтверждают озвученный вывод. 

Итак, первый симптом, актуальный для государства, муниципалитета, трудового коллектива – криминализация сознания, и мы говорим об ее очевидной зависимости от религиозности населения.

Уважаемые коллеги! Я обращаюсь, как обычно врачи на консилиуме, – проблема очевидна, и решение находится в плоскости нашего сотрудничества.

Второй индикатор – традиционный, демографический. Цифры привожу не по регионам и муниципалитетам, а по стране в целом. За одну минуту в России рождается три человека. Это хорошо. Умирает четыре. Это плохо. Как обстоит дело у наших соседей? Китай рождает 38 и хоронит 16 человек ежеминутно. В США 8 и 4, в Африке 8 и 3, в Индии 48 и 15, в Европе баланс 1 к 1.

Россия занимает первое место в мире по суицидам. Мы лидеры по потреблению алкоголя и наркотиков, а также по смертям, ставшим следствием потребления. Мы чемпионы мира по совершаемому убийству детей – по абортам.

Я избегаю изобилия цифр, – они утомят вас, но акцентирую внимание на сути. Мы – вымирающая страна. Эмоции в сторону – по цифрам и по сути. Простой рассечёт в уме без калькулятора дает интереснейший результат. Чтобы сохранить в текущем столетии сегодняшнюю численность населения, в каждой (!) семье должен родиться восьмой ребенок. Готова сегодняшняя светская, нерелигиозная семья к такому труду и подвигу? Скорее всего, это невозможно. То есть, при сохранении сегодняшнего качества общества и семьи, при сохранении привычного нашего сознания, вероятнее всего нам предстоит пережить нерадостные события, утраты нашей государственной самостоятельности, культуры, языка. И, конечно, вряд ли те народы, которые будут населять нашу Великую, необъятную, могучую страну, вряд ли они дадут нам лучшие рабочие места или какое-то комфортное жилье, или разрешат нам иметь наши привычные права: социальный пакет или пенсионные льготы. Они приведут сюда своих детей – на ту землю, на те ресурсы, куда мы с вами не привели детей своих! Мы их не родили или, родив, не воспитали. А точка отсчета сегодня находится в семье, в ее качестве, в ее численности и в тех основах – нравственных основах, которые мы смогли или не смогли в нее заложить! Ну и, конечно, в нас самих – сделали ли мы с Вами хоть какие-то шаги по исправлению ситуации.

Теперь переходим уже и к религии. К пресловутой отделенности Церкви и государства. Может ли нерелигиозное общественное сознание изменить ситуацию к лучшему? НЕТ! Почти 100 лет, начиная с 1917 года, нас призывали расстаться с религией и построить светлое будущее – и что? Дмитрий Иванович Менделеев, верующий человек, кстати, 18-й ребенок в семье, живя в тогдашней религиозной стране многое интересное открыл и рассчитал. В том числе и то, что Россия к концу XX века будет иметь население в 600 млн. человек. Тогда для этого были все предпосылки.

А затем другие люди строили жизнь страны с позиций «светских», атеистических и мы получили тающие на глазах 143 миллиона. По расчету современных ученых коллег Менделеева такими темпами к концу века нас останется 100 миллионов. Об этом, кстати, есть анекдот.

2150 год. В кафе на берегу Невы около Медного всадника сидят два китайца и пьют чай. Один другого спрашивает:

– Ли Юй, а ты не помнишь, как звался тот смешной народец, который тут жил до нашего прихода?

– Ну как же, не помню?! Конечно, помню, дорогой Вай Бэй! Кажется, они звались Джи Гит.

 

Что возможно сделать? Открыть нашим детям – собственным и тем, кого нам доверили обучать – религиозную традицию, религиозную культуру. Ценности семьи, ценности внутренней культуры, ответственность, жертвенность, любовь – все то, что столь естественно для отечественного религиозного сознания.

Как это сделать? Я воздержусь от соблазна рассказать о всех возможных путях и ресурсах, но коснусь одного – самого актуального для собравшейся аудитории. Сегодня возможно, разрешено и рекомендовано преподавание в школе Основ духовно-нравственной культуры.

Закон об образовании не только разрешает, но и предписывает нам изучать Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, а также развивать теологическое и религиозное образование (статья 87). С министерством образования СО и Екатеринбургской епархией подписаны все необходимые соглашения. Соглашения о сотрудничестве подписаны также с каждым муниципалитетом. Все есть, закон разрешает, а у нас только 17% учащихся 4-х классов изучает эти самые основы религиозных культур.

Основная проблема в неподготовленности учителей. Парадоксально – учителя, которые преподают эти самые Основы сами изучали их на курсах повышения квалификации продолжительностью 144 или 72 часа. Представьте себе ситуацию: учителю говорят, что он должен за два месяца научиться преподавать одновременно физику, историю, биологию и географию, и на это ему даётся 144 часа. Мы понимаем, что это невозможно. Так же невозможно, как за это короткое время изучить основы православной, исламской, иудейской и буддийской культур. Это серьёзная работа, и к ней надо серьёзно относиться.

Очевидно, что с таким «качеством» квалификации по религиозной культуре учителю затруднительно (чаще невозможно) ее преподавать, и большинство педагогов «скатываются» на изучение так называемой «светской этики», которая, по сути, бездейственна и неспособна произвести глубоких положительных изменений в сознании ребенка, неспособна мотивировать его на нравственную и созидательную жизнь.   

Хотят ли учителя изучить основы духовно-нравственной культуры и религиозной культуры, а затем преподавать их? Те педагоги школ области, с которыми я общался и работал в течении прошедших трех лет (а это свыше четырехсот человек), хотят. Тогда в чем проблема? Обучение стоит денег, а за свой счет они учиться не готовы. Денег на это муниципалитет не выделяет, школа не выделяет и получается, что мы  изучаем светскую этику и постепенно разрушаемся и вымираем. В этой связи видится необходимым организация работы в каждом муниципалитете и в каждом образовательном учреждении по подготовке специалистов педагогов по духовно-нравственной культуре и религиозной культуре. Необходимо создание районных методических объединений учителей религиозной культуры.

В этой работе столь же необходимо сотрудничество с представителями самих религиозных организаций. Без такого сотрудничества невозможно приобщение педагога к пониманию изучаемой религиозной культуры, а через него и детей к ее жизнеутверждающим основам.

На сегодняшний день в каждом районе муниципалитете на территории Екатеринбургской епархии действует специалист Отдела религиозного образования. Он располагает необходимыми методическими материалами, учебными пособиями и опытом для того, чтобы помочь школьному учителю в работе по предмету. Этот сотрудник (гражданский человек, не священник) призван стать посредником между школой и приходом, учителем и священником.

Множество вузов, как в Свердловской области, так и по стране, предлагает интереснейшие курсы по рассматриваемой тематике, выдаются документы установленного образца. Об этих вузах и курсах есть полная информация у специалистов отдела. В конце концов, есть сайт нашего отдела. Его адрес нанесен на каждой странице программки форума. Там можно найти множество материалов по теме, найти контакты наших специалистов и планы мероприятий, проводимых нашими сотрудниками. Кстати, видеозапись нашего форума также будет размещена именно на этом сайте.

Мы постарались познакомить вас с деятельностью Отдела образования и катехизации через видеоролики, которые были вам представлены. Их вы также можете найти на нашем сайте.

В любом случае, мы открыты и заинтересованы в работе и сотрудничестве с вами. Мы – одна страна, один народ, у нас одна судьба – либо раствориться и быть забытыми, либо переломить вместе наши беды и сохранить жизнь в нашей любимой, великой и могучей державе.

Я, быть может, немного грущу,

Когда вижу — идут мимо храма

И молчат и кричат: не пущу,

Не пущу — обещается мама.

*

Чтобы сын мой ходил на приход

Или дочка на клиросе  пела.

Не люблю я церковный народ.

Да и внучка сюда бы не смела.

*

И идут они мимо и прочь.

И без них совершается служба.

И, бывает,  уже не помочь.

Но отпеть обязательно нужно.

*

Это все понимают сполна,

И уже не идут мимо храма,

И на паперть восходит одна,

И молчит, и торопится мама

*

Подойти к панихиде и знать,

Что горит эта свечка за сына,

Ей его бы сейчас подождать,

Ведь она его трудно носила.

*

Но ушёл он куда-то во мглу,

И молиться она не умела,

И вонзил он тупую иглу.

Если б дочка на Всенощной пела!

*

Но она отрешённо ушла

И погибла в растрёпанном Chili

Если б только ты ей помогла,

Если б только её покрестили…

*

Я, быть может,  немного грущу,

Когда мимо идут и скучают.

И я слышу опять: не пущу!

Так обычно детей убивают.