По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

6 ноября 2015

Итоги собрания игуменов и игумений монастырей Екатеринбургской митрополии

 

Итоги собрания игуменов и игумений монастырей Екатеринбургской митрополии

(Региональный этап XXIV Международных Рождественских образовательных чтений)

5 ноября 2015 года в рамках Регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений в Екатеринбурге прошло собрание игуменов и игумений. В нем приняли участие настоятели и настоятельницы всех 18-ти монастырей Екатеринбургской митрополии. Гостем собрания был заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько). Собрание было посвящено одному из самых важных вопросов монастырской жизни, то есть молитве; несколько игуменов выступили с сообщениями, кроме того были зачитаны доклады архимандрита Елисея, игумена афонского монастыря Симонопетра, и архимандрита Илии (Раго), духовника женского монастыря в честь Преображения Господня (Франция), после чего состоялся Круглый стол. 

Началось собрание с приветственного слова митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Напомнив, что молитва есть дыхание жизни каждого монаха, в том числе живущего в нынешние суетные времена, и что от монастырей ждут не архитектурных памятников, не внешних красот, а спасающей, сильной молитвы, Владыка пожелал всем собравшимся «создать в наших монастырях такие условия, в которых бы внутреннее делание сияло ярче, чем наши купола».

Обратившись к истории монашества, архимандрит Пимен (Адарченко), настоятель монастыря в честь Царственных страстотерпцев, отметил такую закономерность: когда расцветало молитвенное делание, тогда расцветало и монашество. Так было и во времена преподобных Антония и Феодосия Печерских, и в эпоху преподобного Сергия Радонежского, великого молитвенника земли русской; и наконец, в XVIII веке преподобный Паисий Величковский, возродив забытые традиции исихазма, дал толчок новому расцвету русского монашества. И сегодня монашествующие именно внутренним духовным подвигом должны отличаться от мирян, а не только безбрачием, переменой имени, одежды и места жительства.

Все докладчики отметили очень важный момент – неразрывную связь молитвенного правила со всей повседневной жизнью монаха. Преподобный Паисий Величковский, как было сказано в посвященном ему докладе, считал главными условиями для молитвы смирение и послушание. В то же время, как отметил в своем докладе игумен Петр (Мажетов), настоятель Свтяо-Косьминской пустыни, существует и обратная связь – в своем молитвенном правиле монах черпает силы для евангельского общения с ближними. Поэтому молитва монаха должна быть очень сильной, напряженной. От того, с каким усердием монах будет исполнять свое правило, то есть исполнять заповедь о любви к Богу, зависит то, как он потом будет исполнять вторую заповедь – о любви к ближним. Как сказал в своем докладе архимандрит Елисей, необходимо следить, чтобы молитва не превращалась в формальное делание, чтобы монах обращался к Богу всем своим сердцем.

Как сохранить ревность к молитве – это второй важный круг вопросов, который затронули докладчики. В молитве неизбежны трудности, в особенности в молитве Иисусовой, которая является самым мощным оружием против дьявола, «тяжелой артиллерией», как метко выразился отец Елисей. Поэтому дьявол и чинит непрестанно препятствия в молитве. И важно правильно относиться к этим препятствиям и трудностям и знать, как их можно преодолеть.

Докладчики обозначили две основных проблемы, с которыми обычно сталкивается монах в молитве. Во-первых, это нехватка времени на исполнение правила, когда монах вынужденно лишается его из-за какого-либо ответственного послушания. Архимандрит Илия подчеркнул, что в таком случае важно помнить, что мы всё равно находимся в присутствии Божием: Господь видит наши трудности и находит для нас другие способы сохранить живую связь между Ним и нами. И нам нужно только стараться всегда помнить о Боге, творить всякое дело во имя Божие, полагать пред Ним свои искушения и ошибки и, насколько возможно, сохранять внутренний мир. При этом необходимо сознавать, что подобный опыт предстояния пред Богом все же не заменяет молитвенного правила, а является подготовкой к нему. И при первой же возможности монах должен возвращаться к своему обычному правилу, установленному для него игуменом. Как игумен, так и вверенные ему монахи призваны прилагать все усилия к тому, чтобы правило было центром жизни для каждого монаха. Как выразился в своем докладе отец Елисей, недопустимо посвящать молитве какие-то обрезки времени, остающегося от остальных дел. И в корне неверно мнение, будто умная молитва является достоянием только безмолвников, а общежительные монахи якобы должны довольствоваться только богослужением и телесным трудом.

Вторая трудность, с которой обычно приходится иметь дело монаху – рассеянность и нечувствие в молитве. Это искушение переживали все подвижники молитвы с древних времен до наших дней. И способы борьбы известны. Первый из них, который предложил отец Илия, – больше находиться в глубине сердца, где дух наш может пребывать в присутствии Божием. Приражения помыслов остановить невозможно – но можно уйти от них вглубь сердца. Тому же самому учил и преподобный Паисий Величковский, как отметил в свое докладе архимандрит Пимен. В докладе архимандрита Елисея также мы услышали вдохновляющие слова о том, как возможно преодолеть подобное искушение – нечувствие в молитве. Он называет это искушение крестом, к несению которого призывает нас Господь. Попуская нам трудности в молитве, Христос призывает нас разделить жребий святых, Он хочет даровать нам спасение. Оставить молитву — это не решение проблемы. Нужно преодолеть в себе страх даже перед самыми серьезными затруднениями и совершать молитву с мужеством и терпением.

Докладчики отметили и такой важный момент, как необходимость подготовки к молитве. Игумен должен заботиться о том, чтобы у монахов было время на чтение святых отцов и житий святых, которое, по словам отца Елисея и отца Илии, пробуждает в монахе духовные чувства, необходимые для молитвы; устремляет его душу к Богу. Преподобный Паисий Величковский также признавал, что без чтения невозможно преуспеть в молитве, поэтому одной из своих главных жизненных задач он считал перевод творений святых отцов, чтобы дать русским монашествующим возможность пользоваться ими как руководством в молитве и в духовной жизни вообще.

Таким образом, на игуменов и игумений сейчас возложена великая ответственность – позаботиться о том, чтобы, невзирая на трудности, молитва стояла в центре монастырской жизни. Самая главная беда для монастыря – если монахи не любят и не умеют молиться. Наоборот, молитва решает все трудности и ведет все братство и каждого монаха верным путем. По словам отца Елисея, для того чтобы научить братий молитве, игумен не обязательно должен быть великим подвижником умного делания. Главное, чтобы он понимал, что это делание есть существенное занятие монаха, в том числе насельника общежительного монастыря. Если он сам убежден в этом, то и своим монахам будет передавать любовь к молитве, а также создаст необходимые условия для молитвы. Примером в этом служит наш русский святой, преподобный Паисий Величковский. Он начинал свой иноческий подвиг в очень неблагоприятных условиях, но он неустанно искал путь спасения – и обрел его именно в молитве. И, научившись молитве, он не только сам достиг освящения, но и дал толчок к процветанию всего русского монашества на протяжении двух последующих веков.

Участники Собрания, получившие возможность живого обсуждения современных проблем монашества, в единомыслии решили регулярно продолжать такие встречи, крайне необходимые для благоустроения жизни в монастырях.