По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

22 октября 2015

«В веках сияющие лики». Искусствовед, член Союза российских писателей Татьяна Горкунова рассуждает о русской иконе

Заходя в храм, первое, на что обращает свой взгляд человек, и воцерковленный, и новоначальный, – это высокий иконостас. Но многие ли из нас знают, как зарождалась традиция русских иконостасов и что символизирует каждая его часть и ярус?

Искусствовед, член Союза российских писателей Татьяна Горкунова делится с читателями нашего сайте своей заинтересованностью традициями русской иконописи и высокого иконостаса.

В ВЕКАХ СИЯЮЩИЕ ЛИКИ

Они смотрят на нас с рассохшихся деревянных досок, уже размытые временем, тихие, бессловесные… Их силуэты изящны, а руки тонки, ибо отрешились они от земного начала… Их сжатые губы безмолвны, ибо чужда им суетность… И только в прекрасных глазах на бескровных ликах отражается сияние бесконечной душевной чистоты …

Шумно и многолюдно крестилась языческая Русь. Казалось, могучий Днепр выйдет из берегов, теснимый толпами русичей, пригнанных сюда по приказу князя Владимира. А за пределами бескрайней Руси христианство насчитывало уже десяти вековую историю.

Могущественная рука Византии осенила древнюю Русь крестным знамением греко-православной веры, одарив ее воистину по-царски. И библейский кладезь премудрости, и архитектура крестово-купольного храма, и секреты православной иконописи – все собираемые веками сокровища были предоставлены в распоряжение зарождавшейся великой русской культуры.

Многочисленные боги античности сошли со своих пьедесталов, как только на смену язычеству пришло христианство. Жизнерадостные и чувственные, вспыльчивые и любвеобильные, фактически они были людьми, наделенными сверхчеловеческой силой, энергией и властью.

Но как после излучающих жизненную силу фигур было изобразить бесплотные призраки, перешагнувшие за черту окружающего нас мира? Гениальная интуиция византийских мастеров подсказала единственно возможный выход – все, находящееся за пределами очевидного, должно быть изображено не как реальное, а как идеальное. Строгая и величественная красота подобных изображений не случайна – все мелочное и обыденное отметалось в сторону благодарной памятью, оставляя лишь достойное вечности.

Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ». Образы тех, кто нес людям свет веры, радость любви и мудрость всепрощения, пройдя сквозь столетия, должны были предстать перед миром символами преображенной духовности.

Иисус Христос, Дева Мария, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, двенадцать учеников-апостолов, евангелисты, ветхозаветные праотцы и пророки, персонажи Нового Завета, мученики за веру, чудотворцы, сподвижники церкви, причисленные к лику святых, – для всех достигших бессмертия была найдена досконально продуманная иконография образов, живущая в веках.

Готовые иконографические схемы, привезенные на Русь византийскими мастерами, зазвучали по-новому в волшебном краю добрых народных сказок. Суровую неприступность византийских икон сменила мягкая лиричность близких и понятных образов. Византийский Христос Пантократор (Вседержитель), восседающий на троне грозный властитель мира, внушал страх поэтичной русской душе. А сияющий нежной гармонией светлых тонов лик рублевского Спаса, с его одухотворенной красотой, вызывал чувство просветления и надежды, укреплял веру, внушая любовь.

Божественная живопись Андрея Рублева была наивысшим взлетом русской иконописи. Чистые, отливающие жемчугом краски, невесомые, парящие фигуры, текучие напевные линии – было ли все это подсказано предшествующим опытом, или нашептано ангелом, благословившим Мастера, несущего людям радость?

Не случайно именно ему, святому иконописцу, удалось завершить многовековой поиск по упорядоченности и согласованности всех находящихся в храме икон – и высокий русский иконостас предстал во всем своем победном величии.

Верхний ярус иконостаса, называемый «пророческим», поскольку состоит из икон пророков, предвозвестивших о Богоматери и ее Сыне, символизирует глубокую древность, напоминая о событиях Ветхого Завета.

Второй сверху «праздничный» ярус включает в себя иконы, посвященные христианским праздникам – главным событиям земной жизни Христа и Девы Марии.

Следующий третий ярус «Деисус» – смысловой и композиционный центр иконостаса. «Деисус» (что по-гречески означает «моление» или «прощение») состоит из центральной фигуры Христа в окружении Богоматери и Иоанна Предтечи, молящих о прощении грехов человеческих, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святых патронов князей, идущих к Христу с миссией заступничества.

Нижний ярус составляют «местные» иконы. Кроме икон Христа и Богоматери, расположенных в центре ряда, здесь находятся иконы особенно почитаемых святых, с которыми делятся самым сокровенным, – скольких радостей и горестей стали они безгласными свидетелями.

«Местный» чин символизирует позднейшие события христианской истории – деяния святых, пронесших свою веру как знамя, через выпавшие на их долю муки. В этом ярусе – не только прошлое, но и настоящее и будущее – ибо вечен подвиг Человека во имя Всего Сущего.

Высокая стена иконостаса с удлиненными фигурами «Деисуса», с ритмичными пятнами праздников, с центральным образом Христа мягко сверкает при свете множества зажженных свечей – и вся эта громада опирается на узкие плечи нескольких святых, тревожно смотрящих сквозь неверное пламя и вселяющих надежду…

В изысканном созвучии красок русской иконописи – не только искусство… В глубоком символизме иконы – не только мировоззрение… В строгой гармонии иконописных ликов – извечное стремление человека к Истине, Добру и Красоте.

***

Из Православной энциклопедии мы знаем, что иконостас – это перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Иконостас состоит из икон, расположенных ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. Число ярусов бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная с верхнего яруса, ибо Господь постепенно, словно по ступеням, низводил к людям спасение.

Пятый, верхний ярус содержит икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Четвертый снизу – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков. Третий ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Второй ярус – иконы Деисиса.

В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа (на южной стороне) от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Иконостас непременно венчается Крестом, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.