11 сентября воспитанники 1 и 4 курсов Екатеринбургской духовной семинарии посетили музей «Невьянская икона». На сегодня это единственный в России частный музей русской иконы.
Об уникальном направлении в иконописании студенты узнали из подробной экскурсии. Невьянская икона — это позднее явление в иконописи, оно возникло в конце XIX века.
В экспозиции музея представлено около 300 икон. Самая ранняя из икон – «Богоматерь Египетская» – датирована 1734 годом. Самая поздняя – «Спас Вседержитель» была написана в 1919 году. Всего в собрании музея около 600 экспонатов: иконы, оклады, кресты, книги, деревянная скульптура.
У многих из этих образов тяжелая судьба – их жгли, по ним стреляли, рубили топорами. Сегодня некоторые из таких икон-мучениц отреставрированы (стоит заметить, что специалисты дают высокую оценку качеству реставрации), а некоторые иконы оставлены нетронутыми, как напоминание о человеческой жестокости и падения до кощунственных деяний, которые по историческим меркам еще совсем недавно лихорадили нашу страну.
Из истории
Зарождение Невьянской школы иконописи относится к первой половине XVIII века и непосредственно связано с возникновением горнозаводской промышленности на Урале. Невьянский завод, на котором производить чугун начали в 1701 году, стал одним из первых промышленных предприятий. Владельцами завода были богатейшие русские предприниматели-старообрядцы Демидовы. Первоначально работниками были приписанные к заводу государственные крестьяне. Постепенно формировалось так называемое «промышленное крепостничество».
Среди рабочих завода были крестьяне из северных и центральных районов России, в том числе и беглые, среди которых преобладали старообрядцы. Невьянск в первой половине XVIII века стал уральским центром Поморского согласия беспоповцев-часовенников и был тесно связан с Выговской пустынью. Позднее сюда устремился поток старообрядцев других согласий, в том числе из Нижегородской губернии, с берегов Керженца.
Все это дало основание многим исследователям связать невьянскую икону со старообрядчеством. Действительно, иконописание, связанное со старообрядческими центрами северной, западной и центральной России, несомненно, оказало на нее сильное влияние.
Среди представленных в залах произведений невьянской иконописи есть подлинные шедевры. Примером может служить фрагмент иконостаса с изображением Михаила Архангела из моленной в усадьбе Харитоновых – Расторгуевых, который был выполнен в начале XIX века в знаменитой мастерской Богатыревых. Экспонируемые на выставке иконы практически все вышли из самых известных иконописных мастерских Урала, на них есть даты и автографы иконописцев, что является одной из отличительных черт уральской иконы.
В завершении экскурсии студенты Екатеринбургской семинарии в благодарность подарили музею икон новые выпуски журнала «Твоя Церковь» и «Вестник ЕДС», а также сделали фото на память.