По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

5 сентября 2015

Выпускник Екатеринбургской духовной семинарии задумался о семейных ценностях и секрете популярности американского мультсериала «Симпсоны»

В новом номере студенческого журнала Екатеринбургской духовной семинарии «Твоя Церковь» опубликована статья, в которой выпускник семинарии Александр Сергеев рассказывает о самом популярном американском мультсериале «Сипмсоны».

В чем секрет его мировой популярности? Какие семейные ценности в нем превозносятся? Есть ли польза от просмотра этого мультфильма для православных людей? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в публикации на страницах журнала, а также на нашем сайте. Специально для читателей мы публикуем авторскую статью «Симпсоны: секрет популярности, семейные ценности и польза для православного христианина».

«Однажды британский музыкант Стинг сказал: «Лучше уж ядерная война, чем мир без Симпсонов». «Симпсоны» (TheSimpsons) – самый популярный и длинный мультсериал в истории американского телевидения, длящийся 26 сезонов и продленный до 28-го[1]. Идея создания столь популярного мультсериала пришла американскому мультипликатору Мэтту Грейнингу, родившемуся 15 февраля 1954 года в Портленде штата Орегон. В далеких восьмидесятых он был известен как автор популярных комиксов «Жизнь в аду», имеющих, пожалуй, не столь большую популярность, поскольку Грейнинга все знают именно по его известным мультсериалам. Именно в вышеупомянутый период, ничего не подозревая о будущей славе, молодой художник наспех набросал для американского продюсера и кинорежиссера Джеймса Брукса план сериала о жизни среднестатистической американской семьи. Получив имена собственной семьи Грейнинга, необычного, желтого цвета персонажи впервые появились в «Шоу Трейси Ульман» (The Tracey Ullman Show)[2] с первой серией 19 апреля 1987 года. Поначалу рисовка была грубой, поскольку Мэтт Грейнинг рисовал серии на скорую руку, но вот уже в 1989 году семейка Симпсонов перебралась в собственный сериал на канале FOX. С тех пор «Симпсоны» стали первым настоящим хитом FOX, превзошедшим все дальнейшие рейтинги и прочие мультсериалы. Вот уже 25 лет этот мультсериал покоряет сердца людей, оставаясь популярным и известным в более чем 100 странах мира, и при этом еще и удостаивается различных наград, например, «Звезды» на Алее Славы в Голливуде или премию «Эмми», которую сериал завоевывал 27 раз, а номинировался еще больше: 64 раза.

В данной статье мы вкратце поговорим о секрете популярности «Симпсонов», так как держаться на плаву вот уже 25 лет и претендовать на 27 и 28 сезоны – это уже не шутка, не какая-то удачная случайность. И так как читатели журнала – православные христиане, мы объективно разберем, можно ли современному православному смотреть это шоу? Создатели мультсериала смогли захватить интерес многих людей, с разным образованием, культурным уровнем, людей, не живущих в Соединенных Штатах, реалии которых в сатирической форме обычно показаны. «Симпсоны» стали культовым шоу, и отчасти переросли его, переместившись в современную массовую культуру в виде тех же брендов: персонажей можно увидеть на одежде, самолетах, корпусах мобильных телефонов, зданиях, марках и многих других вещах. Также «Симпсоны» появились в полнометражном мультфильме, комиксах, видеоиграх.  Прежде всего, следует рассказать о процессе создания одной серии: над одним эпизодом работают 14-20 сценаристов (за всю историю шоу их набралось 118 человек; это талантливые люди, писавшие сценарии и к другим проектам, а также к кинофильмам), каждый сценарий переписывают коллективно около 12 раз, весь юмор и проблемы – это плоды мозгового штурма сценаристов, именно благодаря им каждая серия актуальна и интересна. Далее, после написания сценария, за дело берутся художники. Их задача – разработать первоначальную черно-белую версию серии, которая на профессиональном языке называется аниматроникой. Ее неоднократно переделывают и обрабатывают, и весь этот процесс занимает несколько месяцев. Затем требуется еще около двух месяцев на реализацию цветной версии эпизода. После этого шоу записывается в Лос-Анджелесе (раскадровка и озвучка), и отсылается аниматорам в Корею (в целях экономии), где профессионалы оживляют мультфильм (всех аниматоров насчитывают 220 – 100 в Лос-Анджелесе и 120 в Корее). В итоге, на создание одного эпизода уходит шесть или девять месяцев, стоимость такой серии – от 1 800 000 до 2 000 000 долларов.  Довольно кропотливая и дорогостоящая работа, которая, конечно же, окупается неимоверной популярностью.

 

Секрет таковой, прежде всего, в юморе. Юмор в «Симпсонах» уникальный: он и для людей простых, и для интеллектуалов, то есть, мультсериал для всех. Жители США с легкостью узнают стереотипы, высмеиваемые в шоу, жители других стран также найдут для себя что-то общее и злободневное, поскольку универсальность образов в «Симпсонах» присутствует. В сериале можно найти философские аллюзии, есть свой интеллектуальный код, который многие любят с удовольствием разгадывать, раскусывать этот орешек, приготовленный сценаристами. Есть хороший пример: английский историк, политик и просто мыслитель XIX века Джон Актон произнес афоризм, которым прославился в мире: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Теперь об аллюзии, которая, конечно же, не обошлась и без юмора: в 17 серии 17 сезона Чарльз Монтгомери Бернс, олигарх и начальник главного персонажа Гомера Симпсона отправляет его работать в качестве главы филиала его Атомной электростанции в Индию. Он говорит Гомеру: «Гомер, я даю вам власть, абсолютную власть». На что Гомер Симпсон спрашивает: «Ой, а она не развращает?», и Бернс отвечает: «Что Вы? Абсолютно нет». И подобных примеров можно найти множество. И люди от такого знакомства с этими аллюзиями, отсылками, от распознания этих скрытых интеллектуальных «сюрпризов» начинают радоваться вдвое больше, чем человек, этих отсылок не знающий. Однако и человеку, не знакомому с философией, будет весело и интересно смотреть, поскольку авторы искусно создали такой сериал, который может восприниматься как поверхностно, так и глубокомысленно.

«Симпсоны» имеют свою идеологию, которая, конечно же, симпатизирует многим. Эта идеология консервативна. В центре сериала находится семья, он, пусть и с ироничной формой, проповедует семейные ценности. Принято Симпсонов считать семьей неблагополучной, однако если присмотреться внимательнее, это не так: Гомер и Мардж счастливы в браке, у них трое детей, хороший дом, стабильная работа у главы семьи, каждое воскресенье они посещают церковь. Несмотря на то, что Джордж Буш старший и его супруга говорили, что эта не та семья, которую они бы хотели видеть, что они будут стараться, чтобы в Америке жили не Симпсоны, а Уолтоны[3], авторы совершенно справедливо говорят: «Пускай лучше такая семья, чем вообще никакой». Пускай семейные и религиозные ценности слегка высмеиваются, они, по крайней мере, есть, они показываются и дают пищу для размышления.

 

Следует заметить, что религия занимает большое место в мультсериале. Это говорит о том, что людям небезразличны эти вопросы. Более того, что любопытно: в последнее время Симпсоны все более консервативны, возможно, благодаря владельцу телеканала FOX Руперту Мердоку, известному республиканцу и консерватору. Говоря о юморе, скажем, что в сериале преобладает ирония, самоирония, а не сарказм. Если приводить пример, то ярким примером саркастического юмора является другой мультсериал – «Южный Парк» (SouthPark). «Южный Парк» выигрывает за счет того, что там есть некий сортирный юмор, он более грубый. Он более политизирован, прикован к современным феноменам американской жизни и политики, например, войне в Ираке или американским выборам. А в «Симпсонах» он более тонкий и не настолько прикован к повестке дня, потому что это происходит не на уровне США, а на уровне небольшого городка Спрингфилда, каких может быть огромное количество не только в США, но и в России. Многим будет легко себя узнать в персонажах этой вымышленной американской семейки, поскольку она обыкновенная, а значит, симпатичная. Что-то нам свойственное, родное всегда симпатично, и в данном случае, «Симпсоны» не исключение.

Можно говорить еще о многих аспектах популярности «Симпсонов»: это и философия, и психология, и архетипы. Зарубежными авторами написаны отдельные исследования, касающиеся психологических, философских и религиозных аспектов, некоторые из них даже переведены на русский язык и доступны в продаже. Однако мы ограничимся данным обозрением, имеющим цель лишь только познакомить и зародить дальнейший интерес.

Наконец, зададимся вопросом: можно и нужно ли смотреть современному православному христианину данный мультсериал? Апостол Павел сказал удивительно актуальные и подходящие к данному вопросу слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6. 12). Конечно, детям такой мультсериал показывать и не стоит, поскольку, он на детей и не рассчитан, так как упоминаемые интеллектуальные вкрапления в юмор шоу говорят нам о том, на какую аудиторию авторы сериала ориентируются. А для взрослого, сознательного и рассудительного христианина данный сериал не вреден, так как не имеет в себе ни туалетного юмора, ни каких-то колких и обидных шуток относительно религии и других немаловажных ценностей. Не стоит забывать, что реалии, в том числе и религиозные, изображенные в «Симпсонах» с долей иронии, гротеска, это реалии американского общества и реалии присущей им гражданской религии. Сериал, как выше было отмечено, все-таки говорит о ценностях консервативных, а так же семейных, и из него можно извлечь что-то для себя полезное, разгадывая интеллектуальный код, например, а можно просто отдохнуть за просмотром эпизода, как за чтением интересной книги. Смотреть или не смотреть – это личный вопрос каждого верующего, но, объективно, от сериала вреда столько же, сколько и от произведений Н.В. Гоголя, который, в свое время, также немало высмеял российских реалий. Лишь бы смех этот не ушел в деструктивную тенденцию, как это случилось с Николаем Васильевичем.

Возвращаясь к вопросу о полезных исследованиях, посвященных «Симпсонам», можно привести следующую литературу, которая в своем большинстве на английском языке: Алан Браун, Крис Логан «Психология Симпсонов» (The Psychology of The Simpsons), 2006; Уильям Ирвин, Марк Т. Конрад, Эон Скобл «Симпсоны и философия» (The Simpsons and Philosophy: The D’oh! of Homer), 1999 (книга переведена); Стивен Кешловитц «Симпсоны и общество: анализ нашей любимой семьи и ее влияние в современном обществе» (The Simpsons And Society: An Analysis Of Our Favorite Family And Its Influence In Contemporary Society), 2003.

Будем надеяться, что этот перегруженный названиями список, пригодится читателям, желающим узнать о феномене «Симпсонов» более подробно. Следует заметить, что из приведенной литературы, только одна книга переведена на русский язык: «Симпсоны и философия» Уильяма Ирвина, Марка Т. Конрада и Эона Скобла.