По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

28 августа 2015

В праздник Успения Пресвятой Богородицы митрополит Кирилл в сослужении архиереев и духовенства совершил Божественную литургию в Ново-Тихвинском женском монастыре

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл возглавил Божественную литургию в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре.

Правящему архиерею сослужили: архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр, епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокетний, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий, духовник Ново-Тихвинской обители схиархимандрит Авраам (Рейдман), духовенство епархии.

На праздничном богослужении сотни горожан причастились Святых Христовых Тайн и поклонились Плащанице Пресвятой Богородицы. За богослужением митрополит Кирилл рукоположил во пресвитера Алексея Подлеснова. По окончании литургии владыка Кирилл обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

— Дорогие преосвященные Владыки, отцы, братья и сестры! Прежде чем поздравить вас с праздником  Успения Пресвятой Богородицы, я хотел бы попросить у вас прощения за то, что ввел в  заблуждение вас, всех чад этого замечательного собора, потому что мы ждали, что сегодня богослужение будет совершать Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II. Но то, что его нет сегодня среди нас, говорит только об одном — все мы дети послушания, и каждый из нас зависит от многого и, прежде всего, от веры Христовой и любви братской. Братская любовь Блаженнейшего Патриарха Феодора направила его стопы в Успенский кафедральный собор Московского Патриарха, где он сегодня служит вместе с нашим Святейшим ангелом нашей Церкви Патриархом Кириллом. Мы сорадуемся и в каком-то смысле пребываем сегодня вместе с ними. Вчера Патриарх Феодор, уезжая, сказал, что он остается молитвенно вместе с нами. Он вместе с нами, мы с ними. У нас одна единая молитва, единая Церковь, единый устав и единое сердце. И сегодня мы как никогда ощущаем это в своей жизни.

Великий митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) назвал сегодняшний праздник – Великим Успенским собором. Ангельский собор спускается ко Пресвятой Богородице, апостолы собираются у Неё, и сам Божественный Сын Господь наш Иисус Христос приходит и возносит Её душу в селение праведных. И сегодняшний день особо значим для нас в этом понимании.

Если мы посмотрим на любой древний город и на его главный храм, то мы почти везде увидим Успенский собор, потому что это есть невидимая связь нашей земной жизни с вечностью. Наши предки, когда возводили храмы храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, как образ города Иерусалима, образ храма Господня, усматривали особую, глубинную, духовно очень важную связь — соединение града Божия, Небесного Иерусалима с земной Церковью. И эту связь мы видим в праздник Успения Пресвятой Богородицы через праздник Софии, Премудрости Божией, память которой совершается сегодня.

Поэтому многие храмы, и даже этот храм, несмотря на то, что строился в период классицизма, в период укрепления имперского сознания в жизни наших граждан, имеют связь с Византией. Византийской собор святой Софии, храм святой Софии в Вологде, Успенская и Киево-Печерская Лавра, Успенский кафедральный собор во Владимире, главный Успенский собор России в Кремле – всё это некое выражение того, что человек в нашем веке ощущал очень непосредственным образом ту связь между Церковью земной и Церковью Небесной, которую являет собой Пресвятая Богородица.

Мне сегодня очень отрадно здесь молиться вместе с моими братьями, Владыкой Александром и Владыкой Иннокентием, вместе с братией нашей митрополии и матушкой Домникой, с сестрами этой святой обители и всеми, кто сегодня пришел в этот Божий храм припасть к Пресвятой Богородице, вместе со святыми апостолами проводить Богоматерь в вечность, сохраняя в своем сердце любовь и чувство подлинного соединения между нами, живущими здесь, и теми, кто сегодня у Престола Божия.

Я бы хотел сказать слова благодарности помощникам, ктиторам этой святой обители Андрею Анатольевичу Козицыну и Игорю Алексеевичу Алтушкину, которые помогли сделать то, что сегодня нас восхищает и тех людей, которые приходят сюда из древних Церквей, как Блаженнейший Патриарх Феодор, посещая этот святой храм. Особенно я хотел бы поблагодарить отца Авраама за то направление мысли и духа, который воплощается в этой  красоте.

Заходя в этот храм, мы ощущаем эту неизмеримую духовную высоту, выраженную этими земными красками, и невольно начинаем задумываться о том, что же там, на Небе Христовом, какая там красота, которая очищает душу от всего земного и приводит ее в то высокое состояние, которая не может впасть ни в какую прелесть и находится в вечной, пока неприступной для нас, но такой необходимой, вечной жизни.

Дорогие Владыки, отцы, братья и сестры, я хотел бы всем нам сегодня пожелать в эти дни святого Успения, чтобы мы соприкоснулись с тем Великим Успенским собором, который сегодня собирается у Пресвятой Богородицы и возносит Ей благодарственные песни. Поздравляю всех вас с праздником! Да хранит всех нас Пресвятая Богородице отныне и во веки веков, аминь!

Также правящий архиерей пригласил всех прихожан храма соборно помолиться на первой Божественной литургии в строящемся храме Порт-Артурской иконы Божией Матери» ( ул. Шевченко, 35а). Богослужение пройдет 29 августа, начало в 9.00.

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.

Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа — Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она почила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.