14 августа начинается Успенский пост — самый короткий из всех постов, но от этого не менее строгий. Как правильно его провести и подготовиться к празднику Успения?
Успенский пост длится всего две недели – с 14 по 27 августа. Этот пост – единственный, посвященный Божией Матери, он подготавливает верующих к большому празднику Успения Пресвятой Богородицы.
Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г. Этот пост уже считается осенним, ведь он открывает новое время года, а также завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие.
Начинается этот пост с праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Фраза «изнесение честных древ» значит буквально «крестный ход».
В этот праздничный день традиционно за богослужением в православных храмах совершаются освящения воды и мёда. В Екатеринбурге 14 августа Божественную литургию совершит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в храме Похвалы Пресвятой Богородицы на Ботанике.
А 19 августа в праздник Преображения Господня архиерейское богослужение совершится в храме Святых Божиих строителей в Академическом. Праздник этот установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, для показания им Своего Божественного величия и подкрепления их веры по случаю приближавшихся Его страданий.
Как правильно питаться в Успенский пост?
Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение. Во вторник и четверг – горячие блюда без масла. Рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня – 19 августа.
28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет.
Хотя пост и строгий, эти две недели – время праздничное, время трёх Спасов — Медового, Яблочного и Орехового, хотя последний и отмечается уже после окончания Успенского поста. Из-за этих праздников Успенский пост на Руси называли лакомкой. Хозяйки пекли различные постные пироги с яблоками, медовые пряники и булочки, маковые рулеты, собирали орехи.
Медовый Спас
Медовый Спас — это сугубо народное название одного из праздников Успенского поста. 14 августа православные христиане отмечают Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
На Руси церковный смысл праздника тесно перемешался с народными традициями. Эти традиции в основном связаны с земледельческим циклом. Август шел на убыль, крестьяне собирали урожай и были погружены в хлопоты о том, как сохранить плоды трудов целого года.
По обычаю, на Медовый Спас в храмах освящали мёд из нового сбора. Кроме того, именно с этого дня (14 августа по новому стилю) мёд начинали подавать к столу. Хозяйки пекли на Медовый Спас медовые коврижки и пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.
Яблочный Спас
Яблочный Спас — народное название еще одного праздника, который приходится на период Успенского поста. 19 августа мы празднуем Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день для постящихся делается гастрономическое послабление: можно есть рыбу, приправлять пищу растительным маслом и подавать к столу немного вина.
В народе Преображение Господне связывали со сбором урожая винограда (на юге) и яблок. Начиная с 19 августа (по новому стилю) крестьяне начинали есть плоды нового урожая. В церкви приносили корзины, полные до краев яблоками, и священник освящал дары природы. Дома пекли яблочные пироги, варили варенье.
Ореховый Спас
Был на Руси и третий Спас — Ореховый. Так народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.
Ореховый (или третий) спас назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. Еще его именовали «Хлебным».
Самое главное в Успенский пост
Важно понимать, что Успенский пост — это подготовка православных христиан к двум двунадесятым праздникам — Преображения Господня и Успения Божией Матери. Поэтому важно не только ограничение в еде, но и молитвенный настрой.
«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны», — говорит митрополит Антоний Сурожский.
Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников. Что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.
Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.
Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.
История праздника Успения Пресвятой Богородицы
После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.
И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.
Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо».
Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.