По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

10 августа 2015

Исторический полет: в Екатеринбурге встречали участников перелета по легендарному маршруту Аляска-Сибирь

Два военно-транспортных самолета «Дуглас», на которых пилоты прилетели в Екатеринбург, 1942 и 1943 года выпуска. Их не стали дорабатывать и оснащать современной техникой, что, конечно же, усложнило экипажу задачу. Там нет радара, локатора и автопилота. Поэтому раритетные самолеты летят в сопровождении АН-26, на борту которых — технический персонал и запчасти для «Дугласов», на случай, если у воздушного судно возникнут неполадки.

Трое американцев и пятеро российских пилотов посвятили свой полет фронтовым авиаторам, которые в годы Великой Отечественной войны по секретной трассе «Аляска-Сибирь» передали Советской Армии почти 8 тысяч единиц импортной техники.

«Мы ожидали, что перелет будет очень сложный, но он на удивление прошел легко. И сейчас даже обидно, что скоро все закончится, — во время остановки на Среднем Урале делится впечатлениями российский пилот проекта «Аляска-Сибирь 2015», летчик-испытатель первого класса, капитан экипажа Александр Рябинин. —  Мы срослись с этой техникой, и команда у нас классная, что называется dream team. Американские пилоты с легкостью идут на контакт и по-настоящему довольны, что летят по историческому маршруту ленд-лиза. Они, так же как и мы, счастливчики, что попали в этот проект. Управлять самолетом Douglas DC-3 — это самое лучшее, что произошло в моей авиационной жизни. Пожалуй, самой сложной частью маршрута был перелет от Магадана до Якутска. Мы летели над горами, высота достигала 15 000 футов, а кабины у нас негерметизированные. Поэтому кислорода не хватало, все были сонными, но мы со всем справились и долетели без приключений».

«Это оригинальные исторические самолеты 1942 и 1943 года выпуска, управлять которыми непросто, здесь нет никакой системы навигации, геолокации, тем более автопилота. Лететь на большие расстояния на этой машине сложно, мы устаем. Поэтому сейчас после восьмичасового перелета хотим отдохнуть«, — рассказал американский пилот  Глен Мосс.

В Кольцово участников перелета по историческому маршруту Аляска-Сибирь встречали уральские военные, ветераны Великой Отечественной.        Среди участников торжественной встречи в Кольцово были и сотрудники Отдела по делам молодежи Екатеринбургской епархии во главе с руководителем отдела протоиреем Александром Сандыревым.

Важно отметить, что еще в феврале 2012 года молодежному отделу епархии стало известно о необычном историческом факте – гибели американских самолетов с советскими экипажами в среднеуральских лесах. По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, Отдел начал заниматься подготовкой к поисковым мероприятиям вместе с молодежью городских приходов и студентами ВУЗов и ССУЗов Екатеринбурга. В ходе экспедиции весной 2012 года поисковиками было найдено значительное количество фрагментов самолета и останки экипажа. Но на этом поисковые мероприятия не закончились. Совместно с ассоциацией «Возвращение», поисковым отрядом г. Дегтярска «Рокада», специально приглашенными из Казани специалистами в области военной авиации, молодежным епархиальным отделом были осуществлены еще две экспедиции – в июле и в октябре.

        В ходе поиска в болотистой местности в 20 км от Верхних Серег и в 6 км от Ревды были найдены останки трех русских летчиков и установлено, что, это был фронтовой экипаж, перегонявший самолет из аэропорта «Кольцово» к месту ведения боев. Также точно была установлена марка самолета – это был средний бомбардировщик А-20 «Бостон», поставлявшийся по программе ленд-лиза в СССР из США. Известны и имена погибших пилотов — это командир экипажа Илья Чупаков, штурман Василий Чабанюк и стрелок-радист Никита Карачун.

       Поисковикам удалось разыскать и родственников погибших летчиков, они приехали из Украины и Ростовской областина торжественную церемонию захоронения и панихиду, которую отслужил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.

Об этом случае отец Александр рассказал на встрече российско-американских экипажей 7 августа. В ходе этой беседы американский пилот Джон Мекинсон особо отметил значимость мероприятий по установлению погибших имен, преданию солдат земле и сохранению памяти о них.

Напомним, легендарный перелет начался 17 июля из города Грейт-Фолс, штат Монтана. Там в годы войны базировались самолеты. Через Канаду летчики добрались до города Фэрбанкс на Аляске, после чего взяли курс на Россию. Здесь они останавливались в Анадыре, Магадане, Якутске и Красноярске.

В Екатеринбурге самолеты-ветераны Douglas сели на дозаправку. В столице Урала пилоты задержались на одну ночь и снова отправились в путь.  Конечной точкой перелета стала Москва. В столице, как сообщают Вести.ру,  пилотов встречала почетная делегация во главе с космонавтом Алексеем Леоновым. 25 августа организаторы перелета передадут оба самолета «Douglas С-47» в фонд Центрального музея вооруженных сил России.