Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:
— Это великое дело для нашего города, и мы рады, что такое место в Екатеринбурге появилось. Каждый сюжет этого мемориала – отдельная и глубокая тема для размышлений.
Реконструкция Широкореченского мемориала и создание цикла монументальных рельефов «Вехи Великой войны» ведутся с 2014 года по заказу Администрации Екатеринбурга, завершить работы планируется в мае 2015 года, ко Дню Победы.
Неотъемлемой частью отреставрированного Широкореченского мемориала станет цикл крупномасштабных монументальных рельефов «Вехи Великой войны», посвященных страницам истории Великой Отечественной войны: «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Освобождение Европы от нацизма» и «Победители».
За время работы над рельефами в цехах Художественного фонда более 400 человек увидели монументальные полотна и прикоснулись к страницам истории: ветераны войны, бывшие узники концлагерей, труженики тыла, представители общественных союзов и организаций (Союз художников России, Союз архитекторов России), руководители музеев, школьники, студенты, кадеты Суворовского училища, преподаватели школ и вузов.
Сейчас екатеринбуржцы имеют возможность посмотреть все четыре законченных рельефа монумента.
Подробно о рельефе «Битва за Москву», презентуя его митрополиту Кириллу, рассказал руководитель авторского коллектива по созданию рельефов «Вехи Великой войны», заслуженный работник культуры РФ Сергей Валентинович Титлинов.
По замыслу авторского коллектива, в который входят Сергей Титлинов (автор концепции и исполнитель проекта), его давний соавтор архитектор Александр Медведев, скульпторы Андрей Чернышев и Александр Попович, в каждый из рельефов будут вплавлены исторические реликвии военных лет, специально присланные известными музеями и поисковыми отрядами Подмосковья, Курска, Орла, Государственным музеем Сталинградской битвы, Государственный музеем блокадного хлеба Санкт-Петербурга и другими.
На каждом рельефе прописаны даты и места сражений, битв. Кроме того, как отмечают авторы рельефов, будет создан сайт мемориального комплекса, на который сможет выйти любой желающий с помощью qr-кода, считанного с подписей на самих рельефах или брошюрах. На этом сайте будет создан аудио и видео гид, рассказывающий о мемориале, исторических событиях, изображенных на полотнах. Таким образом, посмотреть на эту галерею рельефов истории Великой войны, послушать презентацию можно из любого города.
По словам создателей монументальных рельефов, подобных мест в городе не хватало, и, прежде всего, это нужно не погибшим, а нам, нашим детям и нашим внукам.
Цикл рельефов «Вехи Великой войны» – это поклон за победу всем ветеранам, в то же время – повод для серьезного изучения истории войны и патриотического воспитания молодого поколения. Здесь можно «прочесть» трагедию человеческих судеб, исполненную героизма историю этой битвы. К примеру, на первом рельефе есть определенная религиозная составляющая – икона Божией Матери, которая парит на небесах.
Лариса Анатольевна Титлинова, заместитель генерального директора по развитию творческого производственного объединения «Екатеринбургский художественный фонд»:
— Здесь икона Божией Матери – это центральный элемент. Царица Небесная, мы видим, своими лучами благословляет полки русских солдат, уходящие на фронт на защиту своей Родины. По легендам, которые позже были подтверждены историческими материалам, в 1941 году русские летчики облетали Москву и еще шесть городов с иконой Божией Матери, прося у Господа защиты от врага.
В левой части полотна мы видим орды наступающих на русскую Армию фашистских солдат. Но они не имеют лиц, как и на всех шести рельефах вражеские захватчики не имеют лиц, видны только затылки, они изображены со спины. Потому что мы понимаем, что Гитлер лишил этих солдат их чувства совести и морали, когда послал их убивать. Поэтому авторский коллектив решил не показывать лицо врага.
Стоит отметить, что уникальностью этого мемориала будет вечный огонь, посвященный павшим воинам Великой Отечественной войны (напомним, что в столице Урала – одном из немногих городов в России, нет Вечного огня, посвященного героям ВОВ).
Приводит в восхищение не только идея монумента, но и художественная часть, поскольку здесь использованы все виды скульптурных работ: горельеф, барельеф, круглая и полукруглая скульптура и другие.
Но не только жители Екатеринбурга были поражены концепцией и масштабами рельефов во время презентации. Рецензентами рельефов выступали специалисты Русского музея (г. Санкт-Петербург) и Музея Сталинградской битвы (г. Волгоград). Было проведено два междугородних телемоста: с Санкт-Петербургом обсуждали монументальный рельеф «Блокада Ленинграда», с Волгоградом – «Сталинградскую битву».
Музейные работники, представители власти, ветераны, искусствоведы, архитекторы из городов-героев отмечают важность сохранения исторической памяти и ее трансляции через произведения монументального искусства на примере созданных произведений.