По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

7 февраля 2015

Екатеринбургский Архипастырь открыл III Международную конференцию «Церковь. Богословие. История», посвящённую 130-летию Екатеринбургской епархии и памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Более трёхсот участников собралось на открытие конференции. Архипастыри, историки, философы, филологи, богословы, научные и общественные деятели из России, Украины, США, Болгарии, Польши, Белоруси, Казахстана, Молдовы, Сербии.

В приветственном слове митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл сказал:

—  Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, братья и сестры!

Бог, положивший во Своей власти времена и лета, в плетении ткани истории призвал к соработничеству и человека. Часто из всей этой совместной работы Бога и сотворенного Им человека для светского исторического исследователя бывает интересна лишь та часть, которая созидалась чередой видимых и задокументированных людских поступков. Но, как невозможно понять человека, исследуя только его движения, но не обращая внимания на глубинные смыслы поступков, так невозможно исследовать историю края без обращения к тайнам души его жителей, к тем высоким идеалам, которыми подвигались строители русской христианской традиции на Урале, созидая её последние 130 лет на территории апостольского служения правящих Архиереев Екатеринбургской Епархии. Конечно, невозможно рассматривать историю Екатеринбургской Епархии отдельно от истории созидания Церкви во всем Уральском регионе, да и всей Сибири. Слишком масштабные события происходили в нашем государстве при присоединении Урала и Сибири, увидеть которые и проанализировать можно только так же: глобально, вдумчиво и дальнозорко. Всякий раз, отмеряя еще один отрезок земного бытия нашей Епархии, мы находим все более и более назидательного в изучении славных дел наших предшественников, но одновременно с этим и сами пишем своими жизнями ту историю, которая должна стать назиданием потомкам. И это не риторика, это та правда, которую не всегда хочется воспринимать во всей её полноте. Действительно очень важно видеть руку Божественного Промышления, которая ведет и созидает историю. Но так же важно увидеть всю сложность свободной, неоднозначной, часто героической и далеко не всегда идеальной роли человеческой личности. Как говорит летописец о христианизации Сибири, проходившем походами казаками отряда Ермака, не только завоевывавшими новые территории, но параллельно созидавшими на ней Божии храмы: «Оттоле же солнце евангелское землю Сибиръскую осия, псаломский гром огласи, наипаче же во многих местех поставишася гради и святыя Божия церкви и монастыри создашася …, и мнози невернии, уведевше християнскую веру, крестишася во имя Отца и Сына и Святаго Духа и от неверия бысть верни. И повсюду благодать излияся Божия…»

История Церкви это в первую очередь история святости. Поэтому нам так важно вспоминать подвиг наших святых и через их опыт богообщения черпать силы для современной миссии. Это поразительная особенность уральских святых — миссионерская направленность даже таких служений, которые как кажется предполагают жизнь затворническую, внешне не активную. Сонм Екатеринбургских святых украшен не только именами миссионеров-епископов, но и множеством преподобных и праведных, своими скромными силами, но яркими добродетелями являвшими ту красоту жизни во Христе, которая в конечном итоге, без огня и меча, покорила сердца многих местных жителей, соединила всех нас под крышей одного русского православного дома.

Но Господь призывает к великим делам не только совершенных. Простые люди, не лишенные и человеческих слабостей, тоже приглашаются Им к этому общему деланию. Мы с молитвой и любовью вспоминаем и отдаем долг почтения тем первопроходцам, которые не из одной корысти только, но и с осознанием своей великой миссии простирали границы государства российского все далее и далее. Мы должны помнить и их. С сожалением отмечу, что в Екатеринбурге нет ни памятника Ермаку, ни даже улицы его имени (ближайшая только в поселке Зеленый Бор). Есть улица имени убийцы семьи святых Царственных страстотерпцев, есть улица имени ничем не примечательных итальянских мафиози, погибших в бандитской перестрелке, есть улица имени сатаниста, ненавидевшего славян и открыто призывавшего к уничтожению России. Но нет улицы имени человека, жизнь свою положившего для того, чтобы русский мир был и на этой земле.

Мы вспоминаем сонм святых новомучеников, среди которых самой яркой звездой сияет подвиг семьи святых Царственных Страстотерпцев. Мы почитаем их самопожертвование. Но и ужасаемся, с какой легкостью человеческая злоба попыталась вырвать из трехсотлетней истории Екатеринбурга все страницы и начать писать историю новую, историю на крови и предательстве, лжи и ненависти. Практически с чистого листа началась и история Екатеринбургской Епархии, когда в начале Великой отечественной войны в ней несли служение лишь около 20 священников. Мы не должны забывать уроков недавнего прошлого и никогда больше не дать никакому бродячему европейскому призраку появиться на нашей святой земле.

С благодарной молитвой Богу встречая ныне 130 летний юбилей Епископской кафедры архиереев Екатеринбургских, среди которых проходит свое служение и  мое смирение, я приветствую на этой земле, политой кровью святых, потом рабочего люда, овеянной славой многих достойных сынов Отечества всех гостей, прибывших, чтобы разделить наше торжество. Благодарю братьев Архипастырей, явивших ныне любовь и прибывших с молитвой о нас и с прекрасными докладами, которым мы будем с пользой для своих душ внимать. Благодарю пресвитеров и диаконов, верных сынов Екатеринбургской Епархии, всечестное монашество, блаженными слезами покаяния омывающее грехи всего народа Божия, и всех верных чад Христовой Церкви на Екатеринбургской земле, своими великими и малыми делами созидающих славу своей Церкви и Отчизне.

В завершение речи митрополит Кирилл преподал своё архипастырское благословение участникам III Международной конференции «Церковь. Богословие. История». Затем последовали приветственные слова Дмитрия Витальевича Бугрова — первого проректора Уральского федерального университета имени первого Президента Б. Н. Ельцина, Сергея Ивановича Сметанюка — Члена научно-редакционного совета «Большой Тюменской энциклопедии»,  Преосвященных Архипастырей: митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Украина), Епископа Моравичского Антония (Сербия) — представителя Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси (Москва) и других высоких гостей.

В списке почётных гостей III Международной конференции «Церковь. Богословие. История»: Епископ Моравичский Антоний — викарий Святейшего Патриарха Сербского, Ионафан; Епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл (Молдова); Епископ Каскеленский Геннадий, управляющий делами Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, ректор Алма-Атинской духовной семинарии (Казахстан), кандидат богословия; Архимандрит Филипп (Васильцев) — представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском (Болгария); Архимандрит Иоанн (Маграмм) — настоятель Воскресенско-Серафимовского скита и храма (Миннеаполис, США); Архиепископ Курганский и Шадринский Константин — профессор, академик РАЕН, кандидат медицинских наук, кандидат богословия, проректор ЕДС по научной работе; Архиепископ Белостокский и Гданский Иаков (Польша), Епископ Бобруйский и Быховский Серафим — первый проректор Института теологии Белорусского государственного университета кандидат богословия; Архимандрит Макарий (Веретенников) — профессор Московской духовной академии, доктор богословия. Митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Болгария); Епископ Моравичский Антоний (Сербия) — представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси (Москва); Священник Александр Мазырин — доктор церковной истории, заместитель заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви (г. Москва).

Работа секций по направлениям предусмотрена на следующих площадках:

6 февраля — Управление Екатеринбургской епархии (улица Репина, 6а)

7 февраля — в Екатеринбургской Духовной семинарии (улица Розы Люксембург, 57), Миссионерском институте (улица К. Маркса, 12) и Православном информационно-

библиотечном центре (улица Куйбышева, 63) и в духовно-просветительском центре «Патриаршее подворье» (улица Толмачёва, 34а).

С полной программой программа III Международной конференции «Церковь. Богословие. История» можно ознакомиться, перейдя по ссылке.

Организаторы конференции: Екатеринбургская митрополия, Екатеринбургская духовная семинария, Миссионерский институт и Институт гуманитарных наук и искусств Уральского федерального округа.

Конференция продлится два дня. В завершение её 7 февраля, в 16.45, в Храме-на-Крови (улица Толмачёва, 34а) Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл с духовенством, гостями торжеств, верующими жителями и гостями Екатеринбурга торжественно встретит мощи мученика младенца Гавриила Белостокского. Эта святыня – дар Польской Православной Церкви Екатеринбургу к 130-летию образования Екатеринбургской епархии.

Целокупные мощи святого младенца мученика Гавриила покоятся в Свято-Николаевском соборе города Белостока (Польская Православная Церковь).  Архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков лично доставит святыню в Уральскую столицу, и передаст митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу для поклонения верующим.

После этого Владыка Кирилл с сонмом гостей – Архиереев и духовенством епархии отслужит праздничную всенощную у мощей святого младенца.

По завершении конференции доклады участников III-й Международной конференции «Церковь. Богословие. История» будут опубликованы на нашем сайте.