Протоиерей Андрей Николаев, руководитель Отдела по взаимодействию с казачеством Екатеринбургской епархии Оренбургского ВКО выступил с докладом на V международной научно-практической конференции, проходившей в рамках XXIII Международных Рождественских чтений:
— Ваше Высокопреосвященство! Господа атаманы, братья-казаки, всечестные отцы, братья и сестры!
В настоящий момент мы видим, что идея возрождения казачества в основном завершилась и основной задачей, стоящей перед церковью и казаками, является осуществление священнослужителями Русской Православной Церкви пастырского душепопечения о казачьих организациях, казаках и их семьях. Стержнем казачества было и остается Православие.
В резолюции Первого Большого Съезда казачьих духовников, состоявшегося 5 декабря 2013 года, одним из пунктов заявляется необходимость «приобщения к Православной вере членов казачьих обществ и общественных объединений казачества с целью возрождения традиционной казачьей семьи».
В своём обращении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поблагодарил казачье духовенство, казаков и казачьих руководителей за защиту Церкви, участие в массовых шествиях, Крестных ходах, охрану Храмов и монастырей.
Но Святейший Патриарх указал на слабое место, о котором нужно думать и говорить:
«Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Тайн»
«Нельзя быть казаком и не исповедаться»
«Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке»
В связи с этим колоссальное значение приобретает вопрос воцерковления казачества и его катехизации, взаимодействия казачьих атаманов и войсковых священников, духовников, окормляющих казачество.
Необходимо обратить особое внимание на религиозное образование командного состава казачьих округов. К сожалению, среди атаманов уровень знаний в области православного вероучения, а также степень их личного участия в литургической жизни Церкви далеки от идеала.
(Многие атаманы и казаки появляются на службе или на праздники, или на приезд правящего Архиерея)
Атаман всегда был примером для войска!
Поэтому предлагаю составить план религиозной подготовки атаманов казачьих обществ и на совещаниях атаманов выделять время для освящения одной из тем. (за основу можно взять программу катехизаторской подготовки по Основам православной культуры — начинать надо с азов).
Согласно статистике в казачьих обществах 70% крещенных детей, 40% венчанных браков, 50% бывающих в храме хотя бы раз в месяц, 27 % соблюдающих посты полностью или частично,14% знающих «Символ веры»,57% знающих «Отче наш», исповедуются и причащаются совсем нечасто.
Эти печальные данные (причем сильно завышенные) свидетельствуют о низкой эффективности нашего окормления казачества.
Православная вера в среде казаков невелика, поскольку воспринимается либо как некий атрибут, либо часть казачьего служения (по охране храмов и защите православных реликвий). Участие же в православных Таинствах вообще не осознается подавляющим большинством как жизнеобразующая необходимость и опять-таки воспринимается как некая символика, обрядовость.
Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством разработаны Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах, которые могут быть взяты за основу при работе по вопросам организации и развития взаимодействия казачьих обществ и приходов Русской Православной церкви.
Оренбургское казачье войско размещается на территории Уральского и Приволжского округов. Только два отдела: «Исетская линия» и «Среднеуральский отдел» размещены на территории Свердловской области, которая разделена на Три епархии. Поэтому создаются определенные сложности в назначении духовников казачьих обществ.
Поэтому предложено создать коллегию войсковых священников нашей Митрополии для координации действий и участии в формировании исполнительного органа при штабе казачьего общества по духовно-просветительской работе.
Священник должен быть снисходителен к немощам казаков. Должен быть такт и постепенное любвеобильное приглашение в веру. Он не должен быть атрибутом только казачьего круга. ( Я спросил казаков почему нужно назначить им духовником священника в храм которого они не ходят на службы. На что они ответили: «А как же нам проводить круг и приводить к присяге казаков». Получается, что казакам нужен послушный и удобный священник, не закончивший ни одного курса семинарии, умеющий только совершать Богослужение и требы. Вряд ли он сможет чему-то научить их).
Казак, приносящий присягу, должен полностью осознавать, Кому и на чём он присягает (Присутствуя на кругах, я убедился в том, что некоторые атаманы и казаки стесняются наносить на себя крестное знамение, не понимают смысла в приложении к Евангелию и Кресту)
Незнание основ Православия, отсутствие стремления к этому играет на руку тем, кто стремится дестабилизировать обстановку в казачьей среде.
Поэтому в противопоставление этому мы должны открывать курсы по научению казаков основам Православного вероучения.
В заключение хочу сказать несколько слов о перспективах:
Способствовать реализации в казачьих обществах принципа каждого казака — «казак без веры – не казак» — через практику воцерковления и катехизации атаманов и казаков.
Способствовать активному вовлечению казаков в жизнь православных приходов. Озаботиться о регулярном посещении богослужений, участии в церковных таинствах.
Ежегодно проводить мониторинг воцерковления казаков в казачьих обществах.
Установить требования, которым должен соответствовать духовник казачьего общества.
Исторические заслуги казачества перед нашим Отечеством несомненны. В народной памяти навечно остался героический образ казака, воина-землепашца, бескорыстного в своем трудном ратном служении «Богу, Царю и Отечеству», готового по первому зову выступить в поход, принять неравный бой, пойти в края неизведанные.
Будем же достойны памяти казачьих родов. Слава Богу, что мы казаки!