«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»
(Св. Евангелие от Луки 2:14)
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!
Как часто мы слышим эту рождественскую ангельскую песнь! Каждая утреня открывается этими словами. Перед началом самого великого богослужения – Божественной Литургии, священник с воздетыми руками снова и снова произносит их. Наше спасение начинается со слова мир. Заканчивается война, которую развязал наш праотец Адам против Божественного закона. Многим по́том и слезами ему и его потомкам пришлось орошать дорогу обратно в рай. Поселившийся в сердце у человечества грех делал обратную дорогу бесконечной, а войну непримиримой. Дерзкую и в полном смысле смертельную войну начал человек, но оканчивает её Бог. Он, Творец миров и Вседержитель всего сущего, снисходит до израненного человека и да́рует ему мир. Встречая сегодня Младенца Христа, Который не вестник мира, а Сам Мир, мы, прежде заблудившиеся, поём нашему Отцу Небесному, возвращаясь к Нему домой: «Бог Сый мира, Отец щедрот, Великаго Совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам» (ирмо́с 5 песни рождественского канона). Предстоя сегодня перед яслями, в которых возлежит Богомладенец Христос, внимая священным словам богослужения, обратим внимание на то, сколько раз прозвучит слово мир. «Миром Господу помолимся»… Только в этом состоянии можно приносить молитву Господу. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5:23,24). Мир это не только дар свыше, но это и та обязанность, которая лежит на каждом, кто носит на себе имя христианина. «Блаже́нни миротво́рцы: я́ко ти́и сы́нове Бо́жии нареку́тся» (Мф 5:9). Только таким путём можно стать чадом Божиим. Если мы потеряем мир в себе и друг с другом, то потеряем и всякую надежду на спасение.
Наши родители, бабушки и дедушки, особенно прошедшие через годы жестокой и кровопролитной войны, часто желали нам одного — мирного неба над головой. Выросло поколение, которое привыкло к миру и быстро потеряло ощущение его ценности. Играя в бесконечные компьютерные игры, посвященные войне и убийствам, у многих притупился страх, создало́сь какое-то романтическое отношение к войне. Заигрывая со злом во время привнесенного и навязанного нам праздника Хэллоуина, мы привыкаем к злу, начинаем считать его забавным. Кажется, что ужас смерти и разрушения где-то далеко. Но когда зло проникает в сердце, то война и смерть очень быстро становятся реальностью. Отвергая здравый смысл, люди с невероятной легкостью начинают убивать друг друга. Всё это следствие отвержения Рождественского благодатного мира и Божиих заповедей. Святитель Григорий Нисский писал: «О какой ни заговоришь приятности в жизни, чтобы ей быть приятною, нужен мир… Война пресекает наслаждение всеми бла́гами». К сожалению, уходящий год был омрачен кровопролитной и братоубийственной бранью на древней христианской земле. Война началась с тех Днепровских гор, с которых когда-то воссиял благодатный свет воздвигнутого апостолом Андреем Первозванным Креста. И то, что место войны находится где-то за государственной границей, ничуть не успокаивает. Ибо не только у добра и любви нет границ. Нет границ и для зла. Какую границу мы проведём в своём сердце, как закроемся от удушливого запаха тления, если потеряем стойкость в вере, надежде и любви? Если мы потеряем мир с Богом в своей душе, то нас окружит хаос и смерть. Преподобный Серафим Саро́вский говорил: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя!». К сожалению, мы находим доказательства правоты батюшки Серафима и от обратного. Когда потерявший мирный дух губит вокруг себя тысячи душ и жизней.
В эту Рождественскую ночь, воспевая вместе с Ангелами песнь Христу Родившемуся, прося и принимая благодатный Божий мир, будем помнить о том, что нам надо не только принять мир в сердце, но сохранить его, приумножить и поделиться с теми, кто этого мира не имеет. «С миром изыдем!» — говорим мы в конце Божественной Литургии. Это значит, что Божию благодать мы должны вынести из стен храма туда, где её ждут. Поделиться добром и радостью с теми, кто нуждается в нашей помощи, украсить Рождественский праздник гирляндами благих дел. Я всем нам желаю, чтобы новый, даро́ванный нам Богомладенцем Христом год – стал годом мира. Чтобы никакие искушения ни внутренние, ни внешние не лишили нас стойкости в вере Богу, о Котором свидетельствует пророк Исаия: «Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на рамена́х Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела». (Ис 9:6,7)
Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ, Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский
Рождество Христово 2014 / 2015 год