Скоро исполнится шесть лет с того момента, как 31 марта 2009 года, на первом после моего избрания на Патриарший престол заседании Священного Синода, было инициировано большое и важное дело – создание Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Эта инициатива была обусловлена насущной необходимостью образования и повышения квалификации кадрового резерва нашей Церкви.
Мне и моим собратьям-архипастырям в то время было совершенно очевидно, что повышение квалификации высших и средних кадров Церкви, а также взращивание нового поколения ответственных служителей – это задача первостепенной важности, без решения которой мы не можем осуществлять никакого планирования, потому что все упирается в людей. В Русской Церкви катастрофически не хватало квалифицированных богословских кадров, которые бы находились на уровне современной богословской мысли. И вот за прошедшие годы многое сделано для того, чтобы такие кадры появились.
Одновременно что-то сделано и для того, чтобы стимулировать общецерковное развитие, включая укрепление религиозности нашего народа и развитие всех сторон церковной жизни, в первую очередь, в нашей российской провинции. Именно поэтому было инициировано создание новых епархий. Сама эта инициатива поставила вопрос о подготовке кадров, потому что архиерей несет ответственность за Церковь, за вверенных ему людей, он представляет Церковь перед лицом внешнего мира, воспитывает и несет ответственность за воспитание кандидатов в духовенство и за само духовенство. Ведь они реализуют различного рода программы, в том числе образовательные, педагогические, и от уровня образования, в том числе уровня образования архиерея, очень многое зависит.
В настоящее время мы свидетельствуем, что Церковь действительно является активным участником общественной жизни, но ей также предстоит еще многое сделать − в первую очередь, для того, чтобы актуализировать евангельское послание для наших современников. Реализация этой задачи сталкивается с большими трудностями и проблемами, потому что общий информационный поток, который сегодня обрушивается на каждого человека, способствует не актуализации, а архаизации евангельского послания. Сквозь призму этого современного информационного потока люди склонны рассматривать древние христианские источники, в том числе Евангелие, как относящиеся, в первую очередь, к прошлому и мало затрагивающие жизнь современного человека.
Не только сейчас, но и во все времена всегда актуализация Евангелия является главной задачей Церкви. Однако сегодня мы, возможно, сталкиваемся на этом пути с наибольшими трудностями – культурными, образовательными и иными.
Для того, чтобы глубже вспахать поле религиозной жизни в нашей стране, были созданы новые епархии. В 2009 году в Русской Православной Церкви было 200 архиереев − участников Архиерейского Собора, сейчас их насчитывается 329. Таким образом, число архиереев увеличились в два с половиной раза. Но было бы неправильно считать, что просто выросло количество высокопоставленных церковных работников.
Каждый архиерей несет ответственность за вверенных ему людей в епархии. В 2009 году у нас было 159 епархий, в том числе 69 − в Российской Федерации, то есть она по количеству архиереев и епархий уступала всем иным частям Московского Патриархата в совокупности. Сегодня епархий насчитывается 282, из них 179 – в России.
Управляющие новыми епархиями архиереи − это люди в основном молодые (хотя есть и среднего возраста), энергичные, которые не собирались делать блестящую церковную карьеру, а большую часть жизни вообще не думали об архиерействе. Многие из них по двадцать с лишним лет трудились на разных послушаниях в глубинке: были священниками, настоятелями монастырей, благочинными, занимались образовательной деятельностью; многие состояли членами Общественных палат в регионах, имели опыт общения с властями. То есть это люди, которые прошли очень серьезный жизненный путь. Общаясь с кандидатами для рукоположения во епископский сан, всякий раз задаешь себе один и тот же вопрос: у них есть образование (в основном это люди с двумя высшими образованиями – церковным и светским), но 15-20 лет трудов вне духовных школ и вообще системы повышения квалификации, конечно, сказываются − какой-то опыт у них появляется, но в чем-то они не приобретают ни опыт, ни знания.
Обо всем этом я говорю именно в связи с тем, что на Аспирантуру сегодня возложена очень важная обязанность: работать в плане повышения квалификации архиереев Русской Православной Церкви. Эта образовательная программа является реальным подспорьем как для самих вновь рукоположенных архиереев, так и для их епархий.
В этом году мы уже в четвертый раз провели курс повышения квалификации, который длится более двух недель. В ходе курсов у новопоставленных архиереев появляется, во-первых, возможность общаться с Патриархом, задавать ему вопросы, но, кроме того, и систематически работать, повышая свой уровень: учащиеся курсов встречаются с членами Синода, главами синодальных учреждений, перенимают живой опыт управления, знакомятся с основными тенденциями церковно-государственных, межправославных и межрелигиозных отношений; они встречаются с представителями государственной власти, слушают тематические курсы ведущих российских специалистов-экспертов в области социологии, истории, юриспруденции, управления и финансов.
Несколько недель назад я встречался со слушателями IV архиерейских курсов. Все они отмечают высокий уровень программы, а также практическую важность получаемых знаний для решения повседневных епархиальных задач. Они обратились к нам с просьбой еще более расширить тематику курсов, указывая на те сферы своей деятельности, в которых хотели бы получить больше знаний, а также выступили с очень интересной инициативой: создать подобные курсы для их ближайших помощников: епархиальных секретарей, руководителей делопроизводства, глав различных епархиальных отделов. Я просил бы митрополита Волоколамского Илариона создать условия для реализации этой инициативы.
Убежден, что курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев – лишь первый, но очень важный этап создания в Русской Православной Церкви разветвленной программы непрерывного повышения квалификации. Она могла бы называться Патриаршей программой, учитывая то обстоятельство, что для Патриарха повышение уровня образования, обретение новых навыков представителями епископата является делом огромной важности.
Такие курсы должны проводиться не только для иерархов, и я надеюсь, что все управленческое ядро Русской Православной Церкви будет иметь возможность так или иначе повышать свою квалификацию на базе Аспирантуры.
Ни в одной другой Поместной Православной Церкви, а также в инославном мире не существует аналогов подобной образовательной программы. Владыка Иларион подтвердит, что проводимые у нас курсы вызывают очень большой интерес представителей Поместных Православных Церквей и не только. Уверен, что закрепленное в договоре Русской Православной Церкви с Российской академией народного хозяйства и государственной службы сотрудничество в этой области также может принести обильные и добрые плоды.
Хотел бы также сказать о том, что, учитывая все возрастающий потенциал Общецерковной аспирантуры и докторантуры, я считаю возможным возложить на ее ректора митрополита Илариона ряд важных общеобразовательных церковных и просветительских проектов. Так, на базе ОЦАД действует Общецерковный диссертационный совет по защите диссертаций на соискание степени доктора богословия и церковной истории. В его состав входит цвет российской светской и церковной науки. Благодаря деятельности Общецерковного диссовета весь процесс написания и защиты диссертаций выстраивается теперь в полном соответствии с требованиями Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации.
В совете прошла защита уже семи докторских диссертаций, один из докторов – архиерей, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва. Количество еще небольшое, но в настоящий момент к защите докторских диссертаций готовятся 23 аспиранта. Очень надеюсь, что эти диссертации внесут свой вклад в развитие богословской науки.
Ректор Аспирантуры также возглавляет Координационный центр по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви, задача которого – определение основных направлений такого развития. У нас богословскими изысканиями занимаются духовные академии, есть также светские учреждения, включая кафедры при светских высших учебных заведениях, которые занимаются богословскими темами. Возникла необходимость координировать всю эту деятельность для того, чтобы не распылять кадры и консолидировать внимание на тех богословских проблемах, решение которых сегодня действительно актуально для нашей Церкви.
Ректору ОЦАД поручено и привлечение большого количества ученых к написанию принципиально новых учебников для бакалавриата Русской Православной Церкви. Корпус новых учебников должен стать для тысяч будущих церковных работников и пастырей источником знаний о Церкви, ее месте в Отечестве и в мире. Эти учебники должны быть доступными, написанными на современном уровне пособиями для любого человека, желающего ознакомиться с соответствующими дисциплинами.
Отмечу, что работа над данным проектом, требующая сложной структурной организации, становится площадкой коллективного труда сотен авторов, что требует нестандартных решений, в том числе управленческих, а также методических и педагогических.
Как я уже сказал, на девяти кафедрах Общецерковной аспирантуры и докторантуры в настоящее время пишутся 23 докторских диссертации и работает 101 аспирант.
За последние годы Аспирантура стала серьезной площадкой для встреч церковных и светских ученых, иерархов и богословов со всего мира. На ежегодной основе проводится Международная научно-практическая конференция. Например, только что завершилась конференция, посвященная замечательному поздневизантийскому христианскому автору и Отцу Церкви – преподобному Симеону Новому Богослову.
На базе Аспирантуры действует созданная в 2012 году по моей инициативе Комиссия по студенческому обмену. Я занимался этой темой, будучи председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и в то время данная работа наталкивалась на очень больше трудности, потому что у председателя ОВЦС тогда не было ни возможностей, ни прав координировать всю эту деятельность. Иногда мы даже не знали, кто и зачем учится за рубежом, каков результат этого обучения. Многие, проведя несколько лет заграницей, просто исчезали: кто-то уходил в бизнес, кто-то занимался чем-либо еще. То есть мы направляли на обучение способных людей, а на выходе были какие-то ложные, шумные сигналы. Поэтому я стал связывать с образованием в Аспирантуре и наведение порядка в этой очень важной сфере нашей деятельности.
Сегодня комиссия курирует обучение в зарубежных вузах 70 студентов Русской Православной Церкви, примерно столько же студентов из-за рубежа обучается у нас. Таким образом, имеется возможность персонально работать с каждым учащимся, понимать, к чему он стремится, какие у него цели, а также отбирать кандидатов для обучения. Мы резко сокращаем обучение заграницей в рамках бакалавриата. Моя позиция заключается в том, что ехать куда-то учиться нужно только в том случае, если ты получил базисное образование у себя на родине, и тогда специализация может быть уже в другом учебном заведении, тем более, что сегодня это можно легко состыковать в рамках Болонской системы. Мы практически прекратили отсылать студентов за рубеж по программе бакалавриата, за исключением нашей духовной семинарии в Париже.
Студенческий обмен имеет важные следствия и для внешнецерковной деятельности. Целый ряд наших выпускников занимает видное место в иерархии других Поместных Православных Церквей, при этом они сохраняют добрые отношения со своими альма-матер и с Русской Церковью так же, как и наши студенты, которые обучаются за рубежом, устанавливают и впоследствии сохраняют добрые отношения с местными профессорами, иерархами и духовенством. Все это поддерживает, в том числе, и систему внешней церковной деятельности Русской Православной Церкви.
В рамках Аспирантуры осуществляется также программа, носящая название «Внешние церковные связи», − единственная такого рода специализированная программа в мировом Православии. Она мне особенно дорога, потому что фактическим инициатором ее создания был мой духовный отец − приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). На стыке 60-х и 70-х годов, когда Церковь жила в условиях жесткого прессинга и контроля со стороны государства, владыка Никодим заложил основы этого образовательного цикла, отбирая лучших выпускников Московской и Ленинградской академий и создав на базе ОВЦС, который он в то время возглавлял, филиал Аспирантуры Московской духовной академии. Главной задачей филиала была подготовка ответственных работников в сфере церковно-общественных отношений. Через эту программу в свое время прошел и я, как и владыка Иларион и очень многие другие иерархи.
Программа Общецерковной аспирантуры и докторантуры «Внешние церковные связи» заново разработана в соответствии с требованиями текущего момента и мыслится как подготовка верных Церкви, открытых для диалога просвещенных и образованных участников межцерковных отношений.
Итак, многое уже сделано, но еще больше предстоит сделать. Для учебного заведения временной промежуток в пять-шесть лет – слишком малый срок, чтобы требовать больших результатов. Тем не менее, такие результаты уже налицо. Я хотел бы с радостью отметить, что посеянное в 2009 году семя не заглохло, оно не пало ни на каменистую почву, ни в тернии, ни при дороге, а дало плод, и за эти пять лет − плод достойный. Я не имею намерения преувеличивать результаты, но и принижать их не стоит. Поэтому нужно сделать все для того, чтобы Аспирантура могла работать с еще большей отдачей.
Общецерковная аспирантура и докторантура – это своего рода Патриаршая академия, находящаяся под непосредственным контролем Предстоятеля Церкви. Она, несомненно, призвана консолидировать интеллектуальные ресурсы Русской Православной Церкви, генерировать новые общественные идеи, осуществлять непрерывное образование ответственных сотрудников Церкви, служить площадкой для диалога церковной и светской науки, а также для подготовки просвещенных кадров, работающих в сфере церковно-государственных, церковно-общественных и международных отношений. Достижение всех этих целей – важная и актуальная задача.
Уже сейчас мы готовимся достойно провести год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, и Аспирантура призвана стать важным центром мероприятий и торжеств, посвященных великому просветителю и Крестителю Руси. На сентябрь 2015 года запланировано проведение крупной научно-исторической конференции, посвященной оценке наследия святого князя Владимира. Лучшие церковные и светские ученые нашей страны и зарубежья встретятся лицом к лицу на площадке Аспирантуры, чтобы вместе подумать о том, что сегодня представляется особенно важным, – о роли Церкви в истории нашего Отечества, о значении Православия для нашего прошлого, настоящего и будущего, о роли Русской Православной Церкви во взаимоотношениях между традиционно православными народами, в развитии отношений между христианами как на европейском континенте, так и во всем мире.
Информационная служба ОЦАД