По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

27 ноября 2014

Благотворительный концерт солиста Большого театра Владимира Маторина станет событием для Екатеринбурга

Благотворительные акции и концерты давно перестали противоречить государственной идеологии. А ведь ещё недавно – в советское время на благотворительность был наложен запрет. Тогда как Российская Империя уделяла благотворительности самое пристальное внимание.

И здесь нелишним станет обращение к истории. Россия издавна славилась благотворительностью и меценатством. Началом благотворительной деятельности в нашей стране принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей – о любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».

В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, для не способных к передвижению людей еду развозили на повозках. Благодаря великому князю в течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Все преемники выдающегося правителя на протяжение всей своей жизни следовали его примеру Великий князь Ярослав Владимирович на личные средства основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод. Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Он щедро раздавал деньги нуждающимся, призывая детей и дружину следовать своему примеру. Дмитрий Донской помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню. Смоленский князь Роман Ростиславич пожертвовал бедным все свое имущество, не оставив себе средств даже на погребение.

Даже в непростые периоды жизни Руси благотворительность не прекращалась. Так, во время нашествия монголо-татарского ига благотворительность нашла приют в монастырях. Жития святых свидетельствуют, что сохранилась и личная благотворительность. Вдова одного из русских князей после смерти мужа раздала имущество бедным, приняла иноческий сан и, зарабатывая на жизнь рукоделием, продолжала помогать нищим.

Благотворительность была неотъемлемой частью деятельности всех русских императоров династии Романовых. К концу ХIХ века она стала настолько масштабным общественным явлением, что была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности.

В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов стало модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

В начале ХХ века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений.

После Октябрьской революции любая благотворительность была объявлена идеологически вредной. В период советской власти, которая не признавала, что гражданин СССР может нуждаться еще в чем-то, кроме ее заботы и руководства, на благотворительность был фактически наложен запрет. Люди «свободной и великой» державы могли помогать африканским или кубинским детям, но не своим инвалидам и сиротам. Любую помощь, кроме государственной, было принято считать унижающей достоинство человека. Таким образом, естественная эволюция благотворительности была насильственно прервана более чем на 70 лет существования советского государства.

Сегодня благотворительность возрождается, хотя, увы, по-прежнему не является социальной нормой. В ней принимают участие как выдающиеся деятели – спортсмены, артисты, музыканты, так и просто люди не равнодушные к чужим судьбам.

7 декабря 2014 года Уральскую столицу посетит главный бас страны, солист Государственного академического Большого театра, народный артист России Владимир Маторин. Он выступит в Свердловской государственной академической филармонии в сопровождении симфонического хора филармонии и оркестра народных инструментов. В главном Театре страны Владимир Анатольевич исполняет ведущий басовый репертуар – более 60 партий. Он частый участник правительственных концертов в Кремле, выступал в Сенате Франции, известен в столицах Европы: Париже, Лондоне, Берлине, Риме и других городах мира.

Помимо профессиональной деятельности Владимир Анатольевич активно занимается благотворительностью и поддержкой российского музыкального искусства. Несколько лет назад он создал и возглавил Фонд возрождения культуры и традиций малых городов России, в которых ежегодно дает благотворительные концерты. Собранные средства направляются на строительство храмов и монастырей, развитие воскресных школ, больниц, детских домов и музеев.

В Екатеринбург Владимир Анатольевич также приедет с благотворительным концертом. Все средства от продажи билетов будут направлены на социальные проекты Православной службы милосердия: помощь детям-сиротам, людям с ограниченными физическими возможностями, одиноким людям преклонного возраста, многодетным семьям и бездомным людям.

Принять участие в святом и богоугодном деле – внести вклад в развитие Православной службы милосердия – может любой желающий, приобретя билет на праздничный вечер.

Телефоны представителей Отдела культуры Екатеринбургской епархии.

+7 (343) 228-15-37

+7 (953) 006-86-21