Иван Всеволодович окончил духовное училище и один класс духовной семинарии. Оставив обучение в семинарии, он с февраля 1907 года стал служить псаломщиком, сначала в Троицкой церкви поселка Шарташского Екатеринбургского уезда, а затем в Верхне-Тагильской Знаменской церкви. Этот каменный однопрестольный храм был построен на средства прихожан и владелицы завода госпожи Стенбок Фермор и освящен в Верхне-Тагильском заводе в 1876 году.
В мае 1908 года Иван Всеволодович был переведен к Христо-Рождественской церкви села Реутинского Камышловского уезда, а в июне 1911 года был направлен для служения в православный Николаевский храм поселка Верх-Нейвинский завод Екатеринбургского уезда. Одновременно он работал учителем в местном училище, преподавал математику. 31 января 1916 года Иван Всеволодович вступил в брак с Евдокией Елпидифоровной, работавшей учительницей, у них родилась дочь Ольга.
Вскоре он был рукоположен в сан диакона и переведен вновь к Знаменской церкви Верхне-Тагильского завода, а 3 февраля 1917 года был направлен на служение в Спасо-Преображенский собор Невьянского завода.
23 июня/6 июля 1918 года отец Иоанн вместе с другим будущим священномучеником – Вячеславом Луканиным помогал священнику Иоанну Рыболовлеву совершать в Преображенском соборе отпевание священномученика Иосифа Сикова, клирика Знаменского храма Верпхнего Тагила.
В ноябре 1919 года отец Иоанн был рукоположен во иерея, и с этого времени совершал священническое служение в церкви села Федьковка Шуралинской волости Екатеринбургского уезда.
Отец Иоанн пользовался в селе большим уважением, как человек образованный и рассудительный. Как видно из материалов составленного чуть позже на отца Иоанна следственного дела, даже сотрудники Губернской ЧК признавали, что «священник Вишневский Иоанн хорошо образован, разбирается во всех текущих событиях, прекрасно осведомлен о положении на фронтах…»[1].
Священник имел в селе гораздо больший авторитет, чем местные коммунисты, и это мешало последним проводить среди сельчан «полит-просветительную работу». На отца Иоанна стали поступать «донесения» начальнику милиции первого района Екатеринбургского уезда. В одном из них говорилось: «А если… [местным жителям] предлагают выслушать какую-нибудь лекцию, то они тотчас постепенно расходятся по домам как от чумы и предпочитают лучше слушать местного попа-„паука“ Вишневского, который, пользуясь слабыми струнками граждан села Федьковка, нередко ведет с ними беседы, благодаря чего нет никакой возможности вести какую-либо полит-просветительную работу в деревне, так как поп Вишневский опутал своей паутиной граждан села Федьковка и нагло, почти в открытую, смеется над братьями[-коммунистами] М…»[2].
В июле 1920 года местные власти для того, чтобы «очистить сознание народных масс от религиозного дурмана», организовали в сельской библиотеке лекцию на тему «Религия и коммунизм». Коммунист-библиотекарь Александр М. подобрал соответствующую статью и стал читать лекцию по книге. В это время в библиотеку вошел отец Иоанн и, сказав: «Бросьте вы ерунду читать», вырвал книгу и попытался ее порвать[3]. В результате лекция была сорвана. Народ, довольный, разошелся по домам. Еще не раз батюшка срывал антирелигиозные мероприятия. Однажды он даже принес на лекцию гармонь, игрой на которой заглушал слова лектора. Коммунисты неоднократно просили вышестоящие власти «изолировать»[4] из села священника.
9 октября 1920 года отец Иоанн Вишневский был арестован. Его обвинили в «дискредитировании советской власти и антисоветской пропаганде среди темных масс»[5]. Отец Иоанн все обвинения отвергал и объяснял свой арест тем, что братья-коммунисты М. хотят свести с ним личные счеты.
22 ноября было составлено обвинительное заключение: «Священник Вишневский Иван ведет злостную противосоветскую агитацию, благодаря каковой население отрицательно относится к культурно-просветительной работе, ведущейся в деревне, и охотнее слушает поповские нашептывания, чем лекции в библиотеке. <…> Поэтому, считая виновность Вишневского доказанной и считая его за вредного контрреволюционера, я полагал бы к священнику Вишневскому Ивану… применить наказание к заключению в концентрационный лагерь до окончания гражданской войны».
Дело, заведенное на отца Иоанна, было отправлено в Екатеринбург. Коллегия Екатеринбургской губернской ЧК рассмотрела дело священника и 19 ноября/2 декабря 1920 года постановила: «Вишневского Ивана, как сознательного и злостного врага рабоче-крестьянской власти, подвергнуть высшей мере наказания — расстрелять»[6]. Вскоре приговор был приведен в исполнение[7].
Священномученик Иоанн Вишневский прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года. В 2010 году его имя включено в Собор Екатеринбургских святых.
Источники
ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 43722.
ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 228, 237; Ф. 328. Оп. 1. Д. 3.
Воспоминания племянницы отца Иоанна Вишневского Татьяны Александровны Потаниной.
Жития святых Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.
Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, 1902.
Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.
Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1908. № 18; 1909. № 28; 1911. № 24; 1917. № 7.
Жития святых Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург, 2008
[1] ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 43722. Л. 31 об.
[2] ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 43722. Л. 5 об.
[3] ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 43722. Л. 31 об.
[4] ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 43722. Л. 5 об., 8.
[5] ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 43722. Л. 25.
[6] ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 43722. Л. 33.
[7] Точная дата расстрела отца Иоанна Вишневского неизвестна. Память священномученика совершается 19 ноября/2 декабря.