Когда он подрос, то стал повторять слова молитв за матерью и с удовольствием ходил с ней в храм. Но когда родители отдали троих своих сыновей учиться, младший, Варфоломей, оказался таким непонятливым, что никак не мог научиться читать. Однажды мальчик встретил старца и попросил его помолиться, чтобы он смог познать грамоту. Старец прочел молитву и подал Варфоломею кусочек просфоры: “Отныне Бог дает тебе, чадо, уразуметь грамоту”. Тот очень обрадовался и упросил старца посетить дом его родителей. Велико же было их удивление, когда перед трапезой их сын стал стройно читать псалмы. Прощаясь, старец сказал Марии: “Велик будет ваш сын перед Богом и людьми, он станет избранной обителью Святого Духа”.
С этого времени мальчик без труда читал и не пропускал ни одного богослужения. Он наложил на себя очень строгий пост: хлеб и вода в обычные дни, а в среду и пятницу — никакой еды. Когда Варфоломею было 15 лет, родители его, сильно обедневшие после татарских набегов, переселились в Радонеж, под Москвой. Через пять лет юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, но те хотели, чтобы сын дождался их кончины.
Похоронив родителей, Варфоломей и его старший брат Стефан, уже успевший овдоветь и принять монашество, решили стать отшельниками. В глухом лесу братья поставили церковь и келью, но вскоре, не выдержав суровой жизни, Стефан перешел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей, постриженный в иноки с именем Сергий, остался, и вскоре вокруг него собралось 12 иноков, искавших его наставничества.
Преподобный Сергий выполнял самую тяжелую работу: строил кельи, рубил дрова, носил воду. Он же выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии. Иноки удивлялись, как, соединяя тяжелый труд с молитвой, бдением и постом, преподобный оставался бодр и крепок. По общему желанию братии, но вопреки своей воле преподобный был поставлен игуменом. Умножая свои подвиги, каждый день он служил Литургию, причем сам делал для нее свечи, пек просфоры. Не менее требователен он был и к братии.
Постепенно Радонежская пустынь стала расти и укрепляться. Однажды, когда преподобный молился об обители и иноках, раздался голос: “Сергий! Ты молишься о чадах твоих, и моление твое услышано: посмотри, видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой Троицы!”. И он увидел множество прекрасных птиц, влетавших в монастырь. Тот же голос сказал: “Так умножится число учеников твоих, и после тебя оно не оскудеет, если они станут следовать твоими стопами”.
Имя и дело преподобного Сергия вскоре стало известно и в Иерусалиме, и в Константинополе, и на Афоне. По благословению Константинопольского Патриарха Филофея в монастыре было введено общежитие, форма монашеского жития, которой еще не знали на Руси, когда и пища, и одежда — все становится общим. Помимо внутреннего делания, преподобный Сергий заповедовал братии дела милосердия — нищелюбие, страннолюбие, уход за больными. По дороге, которую к тому времени провели около обители, приходили в нее нуждающиеся в приюте, пище, духовном и физическом исцелении. Тогда же проявились духовные дары преподобного: по его молитвам исцелялись больные, изгонялись бесы.
Ученик преподобного Исаакий, благословленный учителем на подвиг молчания, видел в момент благословения пламя, осенявшее руку святого. В другой раз ему открылся неизвестный священнослужитель в блестящих ризах, сослужащий преподобному. На вопросы братии, игумен сказал, что это Ангел, сослужающий ему всегда на Литургии, но запретил им об этом рассказывать. Также во время Литургии инок Симон видел, как по престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая преподобного Сергия. А перед причащением Святых Тайн, огонь, свившись подобно пелене, погрузился в Святую Чашу. В чудесном видении, бывшем преподобному Сергию в присутствии его ученика Михея, Пречистая Богородица, явившаяся вместе со святыми апостолами Петром и Иоанном Богословом, обещала, что никогда не оставит его обители не только при жизни его, но и по отшествии к Богу.
В 1380 г., перед походом на Мамая, великий князь Димитрий Донской посетил Троицкий монастырь, чтобы помолиться и получить благословение преподобного Сергия. Тот благословил и отпустил на помощь князю двух иноков, предсказав победу русского войска. Во время Куликовского сражения, с которого началось освобождение Руси от монголо-татарского ига, преподобный Сергий с братией стояли на молитве и просили Бога о даровании победы.
Будучи уже глубоким старцем, преподобный предузнал свою кончину за полгода до нее и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона. Игумен завещал ему и братии: “Внимайте себе. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную”.
Преставился преподобный Сергий в безмолвном уединении 25 сентября 1392 года.
***
Архиепископ Александр (Семенов Тян-Шанский):
«Для нас, русских, день памяти преподобного Сергия — великий день. Когда оборвалась жизнь Киевской Руси и бежавшим на север русским людям пришлось строить Русь как бы сначала, положение их было очень трудным. Почти полностью прервалась связь с Византией и с Западной Европой; местность кругом была дикая, лесная, и не было уже среди и около них Киево-Печерской Лавры, которая была как бы сердцем или совестью Киевской Руси. Но, по милости Божией, новый очаг святости воссиял и на Севере. Начавший с одинокого личного подвига самоочищения и обуздания страстей, преподобный Сергий вскоре стал основателем нового монастыря и нового русского монашества. По кончине преподобного его ученики основали много монастырей в разных местах России. Троице-Сергиева Лавра стала вместо Киевской духовным сердцем новой Руси, а порожденные ею другие обители — как бы кровеносными сосудами, питающими ее духовной жизнью».
В.О. Ключевский:
«Духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. Это имя сохраняло силу непосредственного личного впечатления, какое производил преподобный на современников».
И.М. Концевич:
«Духовный облик преп. Сергия достигает той несказанной красоты, какой могли бы дивиться и древние отцы».
Храмы преподобного Сергия
Центром торжеств в честь преподобного является Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
И на уральской земле престольные праздник отмечают храмы, носящие имя Сергия Радонежского: Сергиевский храм в монастыре Царственных страстотерпцев; Свято-Сергиевский приход в Большом Истоке (здесь храм прп. Сергия строится); строящийся Сергие-Елисаветинский храм-колокольня на Уралмаше; приход прп. Сергия в п. Сарга Шалинского района.