К сожалению, по линии матери Алексий унаследовал гемофилию, носительницами которой были некоторые дочери и внучки английской королевы Виктории. Гемофилия — страшная и неизлечимая болезнь. Однако, когда она отступала, маленький Алеша становился живым и жизнерадостным ребенком, сердечным, отзывчивым, умным и благочестивым. По словам близких, он отличался большими способностями и учился почти шутя. Светлый и добрый характер царевича был отмечен всеми.
По свидетельству одного из ближайших учителей наследника, «в душе этого ребенка не заложено ни одной скверной или порочной черты; душа его — самая добрая почва для всех добрых семян; если суметь их насадить и взрастить, то Русская земля получит не только прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека».
Царевич носил звание Атамана всех казачьих войск, являлся шефом множества пехотных, конно-гренадерских, драгунских полков Российской Армии. Во время первой мировой войны царевич был награждён Георгиевским крестом за посещение госпиталей вблизи линии фронта.
…Наследник российского престола так и не стал императором. После отречения 15 марта 1917 года император Николай находился вместе с семьей под домашним арестом в царскосельском дворце. Даже тяжко больной Наследник находит в себе силы прислуживать за литургией: «2 июля в воскресенье бывший Наследник Алексей Николаевич пришел к Херувимской песне тихо и незаметно, отдельным ходом прямо в алтарь и стал прислуживать в алтаре: брал от псаломщика кадило, относил его на место и вновь подавал для передачи протодиакону. Это первый раз юный любимец своих родителей обнаружил склонность принять деятельное личное участие в церковном богослужении,» — пишет протоиерей Афанасий Беляев, регулярно совершавший в этот период богослужения в Александровском дворце .
Летом 1917 года по решению Временного правительства Царская Семья была отправлена в ссылку в Тобольск, где царевич упал с лестницы и получил тяжелые ушибы, после которых долго не мог ходить.
Находясь уже в Екатеринбурге, в доме особого назначения, цесаревич сознавал возможность скорого конца, как-то у него даже вырвалось: «Если будут убивать, только бы не мучили».
Вместе со всей семьей 17 июля 1918 года 14-летний Алексий был зверски убит большевиками в екатеринбургском Ипатьевском доме. Во время расстрела Государь держал сына на руках…